Защита Толкина и Православия от “защитника”

В начале этого года я узнал от Альвдис Н.Н. Рутиэн о появлении в Интернете некоей статьи, отрекомендованной мне как "православная критика Толкина и толкинистов". Имея к Сети более чем опосредованное отношение, я подумал было: "Ну вот, наконец…", ибо сам давно и серьезно занимаюсь соотношением этих двух… позиций (правда, с не вполне обычной стороны). Получив же оную статью (Дарт Вальтамский. ТОЛКИН И ТОЛКИНИЗМ: ВЗГЛЯД СПРАВА. Толкинисты против Православных: история одного диспута) прочитал ее, потом еще и еще раз… и задумался. А задумавшись, понял – без ответа тут, пожалуй, не обойдется. Ну а раз автор оной статьи адресует ее не конкретной личности или, скажем, группе личностей (той же, поминаемой автором, "организованной толкинистами команде "Эстель" ", что IMHO было бы более правильным; мол, не тем вы, ребята, занимаетесь…) – то и я свое "слово" решил сделать всеобщим достоянием… И еще: в первой части моих размышлений я буду касаться собственно статьи Дарта Вальтамского (аргументов, логики, доказательств и т. п.), не касаясь личности оного, и посему позволю себе называть его просто Автором (коль скоро именно в этом качестве он и будет рассматриваться…)

"А к личности мы перейдем потом…"

Итак, с чего все начинается? Автор, хочет он того или нет, формулирует позицию для дискуссии. Позиция – А.Музафарова (Группа стратегических исследований "Китоврас"). Формулирует – Автор. (Формулировку, правда, исследовательски-отстраненной не назовешь, ну да ладно):

" произведения Толкина – западнические, еретические и антиправославные, имеющие привкус гностицизма и оккультизма, породили соответствующее молодежное движение – чуждое Русской традиции и культуре, ставшее рассадником оккультизма, неоязычества и западнического чужебесия (конкретная формулировка моя, но позиция Музафарова к этому сводилась) ".

[Здесь и далее – дословные цитаты из обсуждаемой статьи]

После чего Автором формулируются четыре тезиса:

"1. Был ли лично Толкин еретиком с точки зрения Православия?

2. Есть ли основания с той же точки зрения считать еретичными произведения Толкина?

3. Способствуют ли книги Толкина насаждению западной культуры и подрывают ли они Русское1 самосознание среди молодежи?

4. Является ли среда толкинистов (безотносительно к самим книгам Толкина) рассадником оккультизма, неоязычества и сатанизма? "

Тезисы сформулированы таким образом, что предполагают положительный ответ на все четыре вопроса. Это прямо следует из статьи, по крайней мере, из обсуждения первых двух тезисов на первых нескольких страницах. Тем не менее, ниже Автор считает необходимым четко и кратко сформулировать свою позицию по первым двум тезисам:

"1. Я утверждал и утверждаю, что сам Толкин с последовательно православной точки зрения жил и умер еретиком – совершенно независимо от того, что он писал.

2. Я не утверждал, что книги Толкина являются еретическими.

3. Я утверждал и утверждаю, что мировоззрение той части толкинистов, для которых эти книги стали предметом веры, еретично. Соответственно, их общества – суть еретические сборища и зародыши сект.

5. Я не утверждал, что все толкинисты придерживаются этой ереси.

6. Я утверждал и утверждаю, что в любом случае, с какой бы позиции мы не подошли к книгам Толкина, христианскими они не являются, и, соответственно, Толкин не является христианским апологетом (вопреки высказанному о. Андреем (Кураевым ) мнению)".

Оставим в стороне очевидный факт, что формулировка "есть основания считать…" в данном контексте (место, время и форма обсуждения) звучит ничуть не слабее сталинского "Есть мнение…" Будем следовать фактам и цитатам.

Итак, пункт первый, или

Толкин - еретик.

С этим пунктом Автор разделывается довольно лихо: Толкин – католик,

"… следовательно, он принимал целый ряд еретических воззрений латинства, начиная от филиокве и заканчивая непогрешимостью папской проповеди… Католики же с их филиокве (прошу обратить внимание ! ) прямо подпадают под анафему Третьего Вселенского Собора, запретившего вносить любые изменения в Никео-Константинопольский Символ Веры и анафемствовавшего всех, кто таковое совершит в будущем. Так что все вопросы о наличии хотя бы умаленной благодати в "таинствах" еретиков – или вопиющая безграмотность, или умелая ложь. Любые "священнодействия" еретических сборищ – суть кощунства, и только так и могут рассматриваться".

Такое вот начало. Задевает, однако… Будь там, например, написано, что Профессор не был православным христианином – не стоило бы и огород городить; и так ясно, раз католик – значит не православный (хотя, я полагаю, в Англии начала 20 века сложновато было родиться в православной семье; а в зрелом возрасте покинуть свою Церковь (к которой обычно принадлежали родители и т.д.)- это как бы не совсем прилично, не говоря уже о нарушении внутрицерковной дисциплины; случаи, конечно, бывали, но…) Но сказано "еретик", - и с такой постановкой вопроса мы будем спорить. Ужели не понятно Автору, что в данном контексте (см. выше) данное слово не может быть воспринято как религиозное определение, - а только как политическое обвинение! (А интересно, хотелось – чего? Доказать, что католик не мог написать ортодоксально-православную книгу, можно было бы попытаться и без обвинений в ереси… Воспринимать Автора как иерарха Православной Церкви, "с амвона", так сказать, дающего определение вероисповедания некоторого человека, я тоже не могу… И что остается?)

Для начала пройдемся по всем значениям оного "определения" и некоторым следствиям этих значений.

1.Строгое религиозно-каноническое. "Еретиком" можно определить (и определение это должно исходить от иерархов Церкви) христианина, исповедующего учение, отрицающее либо ложно толкующее основные христианские догматы.Таким образом, еретиками оказываются например ариане, монофизиты, монофелиты и т.д., и не оказываются - гностики (равно как и мусульмане, иудеи, мормоны, язычники и сатанисты), ибо все последние не являются христианами (что касаемо гностиков, то называться христианином и быть таковым - две очень большие разницы; гностицизм (в отличие от толкинизма) все-таки был религией...)

2. Менее строгое религиозно-политическое.Еретиком объявляет церковный иерарх (какая церковь - не важно) в политических целях и ссылаясь на противоречие с каким-либо писанием. Пример - целый ряд средневековых ученых (например, Галилей. Не Бруно.)

3. Вольное политическое. Уже не определение - обвинение. Обвиняет кто угодно, лишь бы "от лица" почитаемой в обществе религии (или идеологии); обвиняемому даже не обязательно задевать какие-то ее положения, - был бы человек, а статья, как известно... Примеры - в истории (новой, новейшей...)

4.Отфонарное. Попросту-ругательство. Кто угодно, кого угодно, за что угодно и произвольное количество раз.

(Есть еще пятое, "современное" значение, но о нем - позже)

Я сам, являясь мирянином православного вероисповедания, верую и исповедую, что полнота Даров Святого Духа есть именно в Православии. Я, опять же как мирянин, не дерзаю сам (и не советую другим мирянам) ставить и решать вопрос о еретичности католиков в духе религиозно-канонического определения, ибо последнее есть дело иерархов. Нам же заповедано - не вступать с католиками в евхаристическое общение, не участвовать в обрядах католического богослужения, не творить совместных молитв и хранить православный Символ Веры; в прочем же - общаться с католиком как с человеком (не еретиком в четырех последних смыслах); более того - как с христианином. Ибо...

Начнем с того, что Вселенского Собора, на котором католичество официально объявлялось бы ересью – не было (нет, я понимаю, что отпадение произошло после последнего из состоявшихся Вселенских Соборов, -но формально Собора – не было). Далее. Взаимные анафемы времен отпадения Католической Церкви - сняты в некоторые недавние времена (по крайней мере, со стороны Православной Церкви). Благодать апостольского преемства в иерархиях - сохранена. Учение о семи таинствах - также сохранено. Предания св. отцов - опять же. И главное(а именно-Бог) у православных и католиков - общее. И возможно по всему по этому (хотя могут быть и другие причины) Православная Церковь как общественный институт признает Католическую именно как христианскую церковь, и например сотрудничает с нею на тех же основаниях (в частности, в борьбе с сектами, с язычеством и т.д.)

А раз так - хотел бы я знать, на каких основаниях профессор Толкин, мирянин, принадлежащий к "инославной" христианской церкви, не богослов, не философ, не высказывающий еретических (с точки зрения Канона) положений, должен называться еретиком? Почему может - понятно (ибо- христианин ) А почему должен?

Друг Толкина К.С.Льюис, например, в отличие от Профессора, несколько апологетических и богословских трудов написал. И далеко не все в них соответствует Православному Канону. А как вы думаете, почему при действительно имеющихся "неправославных" местах в трудах Льюиса, упоминаемый Автором диакон А.Кураев (православный священник), находит для того много теплых слов. И не за богословские и апологетические труды - за чем-то подобную ВК и Сильму "Нарнию". По логике Автора следовало бы ожидать иного ("еретик"(даже не католик - протестант), "неоязычник" (фавны, дриады, драконы, квакль какой-то...) и "сатанист" (придал Творцу облик "льва рыкающего", что по Евангелию, сами понимаете...) Так кто же более прав в этом вопросе - "невоцерковленный человек, не христианин", каковым отрекомендовал себя Автор, - или человек, облеченный Православным саном и имеющий богословское образование? А если последний - может быть, над "Нарнией" все же стоит задуматься? Равно как и над книгами Толкина, - ибо именно этого Профессор, кажется и хотел от своих читателей ...

Далее по теории. Относительно того, что "... не только еретическое [т.е. в данном контексте - католическое], но и любое раскольничье сообщество, отпавшее от Церкви, безоговорочно признавалось безблагодатным” уважаемый Автор говорит прямую неправду. Насколько я помню, при принятии в Православие католиков (и "раскольников" ) не "перекрещивают" ; т.е. таинство крещения, совершенное вне Православной Церкви (вы ведь не думаете, что католики крестят своих детей в православных храмах? ), признается действительным (совершённым ). Более того, староверы ("раскольники"), желающие вернуться в Православие, принимаются " в сущем (т.е. существующем, имеющемся на тот момент) сане", - таким образом таинство священства (миропомазание) также признается действительным. И признается - не "господами экуменистами и филокатоликами", а - самой Православной Церковью.(Если кто не понял: признание реальности таинства, совершенного вне Православной Церкви, означает признание действия Святого Духа вне ее, то есть именно наличие благодати...) А ведь есть еще так называемая призывающая благодать (та, которая приводит сердце человеческое к Богу ); так она просто по определению действует вне Церкви.

Итак, дерзнет ли Автор, проверив хотя бы эту информацию по соответствующим источникам (а это отнюдь не "оккультные измышления") признать всё пространство вне Православной Церкви абсолютно безблагодатным? Или уважаемому Автору проще сразу записать меня в филокатолики, экуменисты и оккультисты (можно одновременно)? А напрасно - не нужно приписывать Православию откровенно сектантский подход (примерно так: "МЫ спасемся, ВЫ ВСЕ погибнете" (а иногда еще:"...а Я буду смотреть на это все и радоваться")) Исповедание того, что полнота Даров Святого Духа есть именно в Православии, не требует дополнительной формулы, заявляющей, что вне Православия Он совершенно не действует... И вообще, стоит ли мирянину судить о невозможности чего-либо для Создателя и решать, каким людям (или сообществам) Ему не следует даровать благодать?

[Да, начитался работ о.Андрея, местами вон уже цитирую без кавычек (а память, увы...); прошу простить или хотя бы не судить слишком строго...]

Далее по теории. Вновь зададимся вопросом: на каком основании мы должны считать еретиком мирянина, профессора не богословия и даже не философии, в суждениях своих не касающегося догматов, не проповедующего неправославные воззрения; точнее, считать его, во-первых, еретиком, а уж потом христианином, профессором, мифологом, писателем и т.д.?? Что дает нам такое право - личная праведность? Не дерзну предположить подобного (по крайней мере о себе). Убеждение в непогрешимости мнения Церкви, к которой мы принадлежим? Хорошо, но при этом не мешало бы твердое убеждение, что вы именно сейчас именно этой Церкви принадлежите (а не блуждаете вовне); проще - а есть ли у вас право говорить (делать заявления) от имени Церкви2? И если да - то что дает вам основания так думать?

Кроме того, считать еретиком, пусть даже имея на то основания, - и называть еретиком - это две большие разницы. Вы можете считать некоторого человека дураком, например, но если вы его так называете, - можно ли считать вас добрым христианином? (Меня например - едва ли...) Так вот, если в данном контексте ваше "еретик" - религиозное определение, то оно бессмысленно, - личность, к которой вы его обращаете, и так знает, что не принадлежит к Православной Церкви. Если вы хотите спасти его, (ибо в его вере, по вашему убеждению, спасения нет) - думаю, вам стоит выбрать иной способ убеждения. И что остается?... Ох, все-таки это политическое обвинение... А раз так - религиозно-каноническая аргументация (а точнее - фразеология)- не годится. В ответ на "дурак" всегда получишь "сам дурак". Или чего похуже. А смысл?...

И уж если продолжать исходить из канонического определения: да, профессор Толкин был католиком, т.е. христианином католического вероисповедания (был, а не "декларировал себя", не надо передергивать!) Да, католичество в лице своих верховных иерархов во время оно отпало от единой Церкви. Но - не забыл ли уважаемый Автор, что мы, считающие себя православными, в грехах своих (не последний из которых, между прочим, осуждение) так же отпадаем от нашей Церкви (вновь присоединяясь к ней в таинстве Причастия), и меру этого отпадения, и меру губительности его для нас - определять не нам. И если самая принадлежность к Церкви - не нами определяется и не зависит от наших заявлений по этому поводу, - то чем мы тогда лучше и праведнее Толкина?

(И уж кстати: если человек становится христианином, принимая крещение, то в грехах своих отпадая от Церкви и желая вернуться в лоно Ее, он, что - должен вновь креститься? Нет, и это мы знаем. Значит, даже отпав от Церкви он остается христианином? Не нам судить, но видимо да. А католики, желающие прийти в Православие, также принимаются без крещения; так может быть они все-таки христиане??)

Так все же: Толкин - еретик потому что католик или потому что Толкин? (или же у Автора есть еще какая-нибудь вслух неудобовысказываемая причина?) Иными словами, "еретик, потому что…”, - или все-таки "еретик, и поэтому…”?

Есть подозрения, что о честности и силе личной христианской веры Профессора уважаемый Автор судить не берется (по каким причинам - это уж его дело)3, - и за то ему спасибо; суждения о праведности человека лишь на основании Символа Веры, принятого иерархами его церкви, едва ли способны украсить... Лично мне все же сдается, что прошлый век был менее развращенным, нежели нынешний; по крайней мере, в вопросах веры.

В завершение теоретических изысканий выскажусь, пожалуй, и я. Итак, еретик ли Толкин? От канонической оценки воздержусь, а вот для нас, поскольку в евхаристическое общение мы с ним не вступаем, совместной молитвы не творим и специфически католических догматов он нам ни в какой форме не проповедует, - для нас он прежде всего христианин, человек, а уж потом католик. Да, в Православии полнота, но самому не достигнув ее - стоит ли отвергать чужую "неполноту", стоит ли самому не став еще по-настоящему христианином, отвергать действительно христианина лишь на том основании, что богословское мнение иерархов и богословов его Церкви не обладает полнотой, особенно если оно, это мнение, не оказывает фатального воздействия на повседневную жизнь мирян (в тех областях их жизни, в которых не оказывает)? Так что вне ошибочных догматов своей церкви Толкин - безусловно христианин. Но спасение от него - дальше. Насколько - судит Бог. И уж совсем, как говорил св. апостол Павел, "по человеческому рассуждению", скажу: я надеюсь, что Профессор будет спасен; не за верность, конечно, "филиоквэ" и догмату о непогрешимость Папы (может быть и вопреки этой верности), а просто - по вере в Христа. И по делам, этою верой питаемым. Впрочем, о делах - позже.

Теперь - практическая сторона вопроса о "еретизме": какую цель преследует уважаемый Автор, записывая Профессора в еретики? И каких (желаемых или нежелаемых, ожидаемых или неожиданных) следствий этого "оглашения" он добивается? Во-первых, из контекста первой части его исследования следует, что для самого Автора и тех, к кому он обращается, слово "еретик" окрашено однозначно отрицательно. То есть, это не комплимент. Что соответственно, учитывая существенную часть "аудитории", относящуюся к христианству (то есть к Православию, поскольку речь идет о России, а не, скажем, Италии) как минимум благожелатетельно-нейтрально (если и не "родное", то по крайней мере "наше"). Далее выстраивается не лишенная логики (если не углубляться и смотреть на каждое звено по отдельности) цепочка: Толкин = католик = еретик = плохой (последнее подразумевается; не предполагать подобного - значит не знать ни аза в психологии сознания и подсознания), после чего остается только наблюдать, как читатель сам (!!) приходит к тезису : Толкин = плохой. (Последний "термин" слишком "детский", но суть, думаю, ясна)4.

Что на деле? А на деле - все то же нелюбимое (или любимое?) уважаемым Автором смешение мух с котлетами. Ибо формально и с позиции канонов схема хотя бы отчасти работает, а на практике... Каждое звено рвется и выворачивает совсем не туда, куда указует Автор. Или он все время забывает, что не облачен высоким Православным саном и не проповедует с амвона соответствующим иерархам; или... (Толкин = католик, - где это имеет значение? На интернетовском сайте? Католик = еретик, - мы с Автором что, на Вселенском Соборе? ) В общем, цепочки-определения реально получаются совсем другие. И недаром уважаемый Автор "с легкостью доказав" "еретизм" Профессора быстренько перескакивает на следующий вопрос.

А ведь есть еще пятое, "современное""определение" термина "еретик". Примерно такое: "это человек свободных взглядов, восстающий против закоснелых догматов устаревшей религии и несправедливо страдающий за это". Скажете, никто так не думает, или по крайней мере это так не понимает? Ваше право, но - вашими бы устами... Сейчас любят "свободных" и "страдающих". И что по-вашему скажет подобный индивидуум, прочитав статью многоуважаемого Автора? А скажет он примерно следующее: "Толкин это круто, поэтому если он - еретик, то я - тоже! А поскольку Автор не объясняет, в чем именно (кроме католичества) состоит еретизм Толкина, - то я буду еретиком "на общих основаниях". Тем более, сейчас это тоже круто. А все эти Православные - фундаменталисты, мракобесы и бяки!" А несколько больший прОцент не скажет, - но подумает... Даже если не так - то примерно так. И кому от этого будет лучше? Им? Православным? Или может быть Толкину? (Ага, Пушкину!)

Но это часть аудитории. А остальные?

Так вот, среди остальных, прочитавших статью уважаемого Автора (и не выбросивших ее из головы сразу после прочтения), расклад... даже не предполагается - элементарно рас-чи-ты-ва-ет-ся следующий:

Средний современный школьник, имеющий о христианстве лишь отдаленное представление и посмотревший, например, первую часть "Властелина Колец", окончательно утвердится во мнении, что между "Властелином" и, скажем, "Гарри Поттером" - разницы никакой. Средний толкинист, до тех пор относящийся к Православию нейтрально, почувствует с той стороны некоторый... холодок. Более серьезные поклонники Профессора (как "светлые", так и "темные") в очередной раз получат повод поперемывать косточки "православным фундаменталистам" (которые, существуют они или нет, реально будут совершенно не при чем...) Люди, достаточно серьезно относящиеся к Православию и не знакомые с книгами Толкина - скорее всего за них и не возьмутся (посеяно зерно сомнения). Но главной мишенью Автора (хочет он того или нет!), теми, по кому его статья ударит больнее всего, станут любители и ценители Толкина, пришедшие к вере (отчасти, может быть, и под влиянием книг Профессора) и искренне желающие не только называться христианами, но и быть ими. Ощутившие, почувствовавшие истину и в христианстве, и на страницах книг Толкина (одну и ту же истину!) - поставлены (уважаемым Автором!) перед небходимостью жесткого выбора... Запомним...

Грустный итог первой части нашего исследования: в какую бы сторону ни изменилось отношение к Толкину среди прочитавших статью многоуважаемого Автора, но отношение к Православию ни у кого из них лучше - не станет...

далее


1Орфография оригинала сохранена даже в тех случаях, когда она более чем оригинальна. (Здесь и далее – примечания Альвдис Н.Н. Рутиэн).

2 Говоря короче, любопытная ситуация: от имени Церкви говорит человек, определяющий себя как невоцерковленный. Уже можно смеяться.

3Не читал соответствующих текстов, видимо. “О волшебных сказках”, например.

4 NB (Nota bene), как говорится на еретическо-католической латыни. Сиречь: обратите внимание!



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Миражи

Стихи

Листочки

"Эанарион"

"Сага о Звездном Сильмариле"

Жизнь в играх

Публицистика

Смех

Alwdis N.N. Rhuthien & Randir (с) 1994-2005
Миф.Ру (с) 2005-2010