|
ЭТО ПОМНЯТ И МУДРЕЦЫ И ЛЮДИ
Реки берут начало в вечности. С высоких светлых гор стремится на равнину светлая целебная для всех жизней Ганга, и сливает с ней свои воды Джамна, родившаяся в тех же вознесенных к небу голах. Реки вспаивают и оберегают людей, и люди поклоняются этим источникам жизни и добра, этим носителям святости.
И было так, что на берегах Джамны воцарился много веков тому назад и жил в городе Махтуре, что стоит на берегу Джамны, правитель Канса, враг справедливости. Управлял он народом, селившимся здесь испокон веков, который отличался темным цветом кожи, но был честен и трудолюбив, как все люди земли. Канса обладал огромными богатствами, и войско его было храбрым и послушным. Погонщики боевых слонов умело направляли их на врага, и никто не мог отразить их нападения, сдавая Кансе крепости и города. К подножию его трона склонялись венцы многих царей, подчинившихся его власти. И был он исполнен гордости безмерной, считая себя величайшим среди великих и чиня жестокую расправу над непокорными и неугодными. Так правил Канса в Махтуре.
Но знали люди, что неправедными путями добился он такой власти – учинил он злое насилие над своим царственным отцом, свергнув его с престола и предав опале. Опасались подданные гнева Кансы и не смели роптать. Видели они, что демоны владели душой их правителя и что был он асурой во плоти. Он мог по желанию своему придавать послушным ему асурам образы разных животных и заставлять их творить зло в таком облике.
Род его был многочислен, но асурой стал он один. В кругу его родных жила при дворце и его двоюродная сестра Деваки. И посватался к ней один из подданных Кансы, храбрый воитель Васудева. Как и сам Канса, происходил он из темнокожего народа, и был подобен юной Деваки и видом своим и чистотой своей души. Не видя преград к этому браку двух равных, назначил Канса день их свадьбы в соответствии с указаниями придворных астрологов. И не ведал он о том, что в этом браке таилась угроза его процветанию. Но вскоре провидцы, знатоки науки о воздействии звезд и планет на дела людей, предсказали Кансе, что за свершаемое им зло отомстит ему сын его новобрачной сестры, лишив его и трона и самой жизни.
Страх охватил душу недоброго царя, и этот страх породил новое его злодеяние – повелел он убивать всех новорожденных мальчиков, а сестру свою заключил в темницу над рекой.
И появилась тогда восьмая аватара Вишну.
Когда настал должный день, родила Деваки в темнице сына, дивного мальчика, темнокожего, как и она, и с такими же огромными глазами и чистой душой. Родившийся от земной женщины не был он просто человеком – в его облике вновь появился на земле Великосветлый Вишну, не прощающий зла.
Вскоре в одну из грозовых ночей стражи тюрьмы были заворожены его волшебством и предались глубокому сну. И тогда отец новорожденного мальчика, воин Васудева, схватил его и бросился вплавь через Джамну. Добрая река сразу обмелела, и без страха прошел он на другой ее берег. С первого же мига бегства явился к нему на помощь и змей Шеша, помогавший некогда богам при пахтанье океана. Эта могучая семиглавая кобра раздула свою шею и подняла ее над Васудевой, как обширный зонт, охраняющий от молний и ливня.
Достиг Васудева земли Вриндавана, где жило племя пастухов. И там отдал отец своего сына бездетным супругам из этого племени, поручив им растить и охранять мальчика. Приняли они его с радостью и дали ему имя Кришна, что значит Темный. Они окружили его любовью и заботой, и с таким же сердечным теплом стали относиться к дивному ребенку все жители Вриндавана.
Среди пастухов жил и старший брат Кришны, родившийся в другом, отличающемся от Кришны обличии – он был светлокожим, и мудрецы говорили, что родила его на Деваки, а другая жена Васудевы, и что сам Вишну направил в их лоно, вместе с семенем отца, и две мельчайшие частицы своих волосков – черного и белого, отчего и были подарены миру такие разные младенцы.
И убийцы, посланные Кансой, не могли найти младенцев – охраняла их жизнь великая сила Вишну, сила, не имеющая ни пределов, ни начала, ни конца.
Возрастая среди пастухов, второй мальчик получил имя Баладева, что значит Светлый. Его же стали звать и Могучим, так как был он очень силен, не по-детски силен. Были оба брата счастливы и имели много друзей. Учились они пасти коров, бродили по лугам со стадами и питались чистым молоком.
Но проведал Канса о том, что остался в живых младший мальчик, сын Деваки. Узнав, где он скрывается, стал он насылать на него подвластных ему асуров в разных образах. Так однажды, когда Кришна еще и ходить не начал, явилась к нему демоница и приложила к его устам сосок своей груди, наполненной ядом. Но понял опасность божественный младенец и так сильно прикусил грудь демоницы, что она тут же испустила дух.
В другой раз, когда мальчик стал подрастать, на него внезапно бросился взбесившийся бык, но был он мгновенно убит юным богом. А затем огромный журавль с зубатым клювом хотел проглотить его, но Кришна так раскалил свое тело, что погиб этот асура, сожженный нестерпимым жаром.
Совершал он и другие подвиги. Однажды в водах реки возле селений появился черный змей. Он отравлял воды страшным ядом, извергая его из трех своих пастей. И гибли от яда кроткие коровы, любимицы Кришны. И никто из пастухов не имел сил изгнать трехглавого змея. Тогда этот мальчик смело вспрыгнул ему на спину и плясал на ней, топча тело змея до тех пор, пока тот не сдался и не покинул водопоя коров.
А еще случилось однажды так, что разгневался на племя пастухов могучий бог Индра, владыка гроз и молний. И наслал на их землю такой ливень, что стали в потоках этой небесной воды задыхаться люди и слабые телята. И никто не мог найти спасительное укрытие. Тогда Кришна одним рывком сорвал с земли гору Говбардан, поднял ее на мизинце и укрыл народ Вриндавана, как зонтом.
Такие подвиги совершал Кришна, будучи еще мальчиком. Когда же он достиг юности, девушки из семей пастухов стали украшать его цветами и восхвалять в песнях его красоту, вовлекая его в свои игры и танцы. Со многими прелестными пастушками дружил он, отвечая на их улыбки, но была среди них только одна, которая стала для него прекрасней всех на свете. К ней одной влеклось его сердце, ей единственной дарил он свою любовь, и с ней делил он радость встреч в тенистых рощах Вриндавана.
Эту лучшую среди красавиц звали Радха, и обладала она самыми совершенными округлыми формами тела, одаренного всеми прелестями без изъяна. Ее длинные глаза, подобные лепесткам цветущего лотоса, посылали взоры любви только Кришне этому богу-царевичу-пастуху, темному обликом, но светлому душой и сердцем.
И была Радха не просто дочерью пастухов – родилась в мире в ее образе сама богиня Лакшми. Явилась, чтобы снова встретиться с Вишну, со своим извечным супругом. Ведь он появился на свет в образе Кришны – своей аватары, и не могла Лакшми перенести долгую разлуку с ним. И вот теперь эта божественная пара, родившаяся на земле как люди, душами своими тянулась друг к другу, не имея сил противиться зову небесного супружества.
Текла река Джамна мимо Вриндавана, мимо Матхуры и уносила на своих волнах к Ганге цветы, выпавшие из гирлянд, сплетенных Радхой для Кришны, и жаркие слова любви, которые могла подслушать только река.
С годами возросли и окрепли среди пастухов оба брата и стали мужественными воинами, не терпящими зла и неправды.
далее
|
|