Rambler's Top100
К оглавлению научной страницы На главную страницу "Венца" Научная библиотека

Университет истории культур

Сереченко Е.В.

(студентка I курса)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Мифологическое клише в фильмах про Джеймса Бонда

Научный руководитель: Баркова А.Л.

Москва

2001

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………………….….3

Время и пространство………………………………………………………………………5

Сказка для взрослых………………………………………………………………………...7

Бонд – архаический герой…………………………………………………………………..8

Враги Джеймса Бонда……………………………………………………………………...10

Девушки Бонда……………………………………………………………………………..12

Другие персонажи………………………………………………………………………….14

Поединок……………………………………………………………………………………16

Инициация героя…………………………………………………………………………...17

Золото, брильянты…………………………………………………………………………18

Заключение…………………………………………………………………………….…...19

Список использованной литературы……………………………………………………..22

Фильмография………………………………………………………………………………..22

 

Введение

Выбрав столь необычную тему для своей курсовой работы, автор этих строк определенно шла на некоторый риск, который был вызван следующими соображениями.

Во-первых, сама формулировка поначалу вызывает некоторое сомнение, кажется несколько натянутой и противоречивой. В самом деле, на первый взгляд несколько трудно сопоставить Джеймса Бонда, скажем, Гераклу или сказочному Иванушке-дурачку. Тем не менее, мифичность Джеймса Бонда на лицо. Будучи невероятно известным и популярным персонажем, агент 007 на сегодняшний день стал своего рода символом. Упоминание его имени у каждого вызывает определенные ассоциации, что позволяет использовать образ Джеймса Бонда в рекламе, в частности, прохладительных напитков и медикаментов. Его популярность вдохновляет кинокритиков всерьез заниматься подсчетом количества раз сказанной им фразы “Бонд, Джеймс Бонд”. Автор этих строк своими глазами видела сборник рецептов приготовления коктейлей от Джеймса Бонда. Существование такого рода литературы, а также другие примеры, говорит о повсеместной популярности данного персонажа, а, кроме того, является свидетельством того, что Джеймс Бонд – это не просто герой шпионского романа, а определенная марка, эталон, символ. Восприятие героя фильма в таком ракурсе во многом мифологично, что делает возможным проводить исследование на тему, стоящую в заглавии данной курсовой работы.

Второе опасение вызвано нерусским происхождением Бонда как персонажа, что в частности, ставит необходимым рассмотреть вопрос о первоисточнике. Касательно первого хочется отметить, что рассуждать о продукте современной западной культуры (а фильмы про Бонда были сняты в Великобритании) всегда дело довольно скользкое. Но в данном случае мы имеем дело с явлением более широкого масштаба. По словам продюсера фильмов Альберта Броколли, имя Джеймса Бонда знают 50% населения Земли, что делает фильмы о нем продуктом мировой культуры.

Прожив три года в англоязычной стране и, соответственно, свободно владея английским языком, автор работы имела возможность видеть практически все фильмы про агента 007 на языке оригинала, причем, недавно отснятые фильмы - на большом экране, старые же любило показывать местное телевидение. Таким образом, данное исследование будет опираться в своих выводах непосредственно на первоисточник, поскольку за основу исследования взят именно кинематографический материал. Разумеется, для более детального и внимательного просмотра, а также, чтобы освежить воспоминания и впечатления, пришлось воспользоваться услугами российского видеопроката и посмотреть часть фильмов уже в русском переводе. Соответственно, названия фильмов для удобства будут даваться в работе на русском языке, под тем именем, что они вышли в русском прокате. Для восстановления соответствия с оригиналом английские названия фильмов будут приведены на последней странице.

Поскольку образ Джеймса Бонда первоначально возник на бумаге в романах Яна Флеминга, то следует специально оговорить, на каком же материале будет строиться данное исследование. Миф, и мифологическое клише, в частности, принято рассматривать на литературном или устном материале. Данная же работа будет изучать именно фильмы о Джеймсе Бонде. И это намеренный выбор. В отличие от литературного героя, экранный Джеймс Бонд гораздо более известен, и тот мифический ореол, что он создал вокруг себя, все же больше присущ киногерою, нежели герою книжному. Кинематографический Джеймс Бонд, как его девушки и его подвиги, четко визуализирован, как и ассоциации, которые вызывает его образ. С уверенностью можно сказать, что в процессе чтения романов Яна Флеминга, у поклонника Бонда любимый герой всегда, независимо от описания, имеет внешность Шона Коннери, Роджера Мура или другого актера, который, по мнению читателя, наиболее удачно воплотил этот образ.

Основная же трудность заключается в неординарности данной работы и отсутствии аналогичных работ по заданной теме. Метод данного исследования опирается на статью А.Л.Барковой “От короля Лира к товарищу Сухову”, где показана судьба мифологического клише в художественных произведениях. Подобных работ относительно шпионского романа и Джеймса Бонда в частности автору этих строк найти не удалось. Таким образом, данная работа основана лишь на собственных умозаключениях автора, сделанных исходя из упомянутого выше метода, а, следовательно, высказанное здесь мнение может показаться спорным. Предлагаемая работа отнюдь не претендует на универсальность и однозначность.

Приступая к исследованию, также необходимо выяснить, что будет подразумеваться под самим термином. Мифологическим клише – это традиционная схема, набор определенных образов, сюжетные линии, используемые автором и типичные для подсознательного восприятия читателей или зрителей. Это каркас на котором строится произведение восходящий к архаическим повествовательным формам.

Советские кинокритики эпохи железного занавеса считали фильмы про Джеймса Бонда пропагандой насилия и антисоветской политики, а жанр, в котором они созданы – упадочным и примитивным, “эстетически и идейно тривиальным” (№5). В отличие от приведенного примера, данная работа отнюдь не стремится дать художественную оценку рассматриваемым произведениям, что особенно важно. Цель работы в ином: показать на их примере, что мифологическое мышление свойственно современному человеку, и мифологическое клише с успехом используется в популярных современных произведениях.

Время и пространство

Особое внимание следует уделить ощущению пространства и времени в фильмах про Бонда, которое довольно архаично. Начнем со времени. Было бы неправильно утверждать, что его совсем не существует для Джеймса Бонда: оно существенно для него, когда речь идет о небольшом промежутке (скажем, пять минут до взрыва, которых, впрочем, ему всегда хватает), но если же это года или даже десятилетия, время не властно над ним. Агент 007 всегда молод, привлекателен для женщин и полон жизненных сил, как и положено герою. Кроме того, сюжет каждой серии также развивается вне времени, хотя и имеет некоторую привязку к настоящему. Этот дивный киномир существует по своим особым законам. Подобно параллельным мирам в фантастических романах, он лишь частично соприкасается с нашей скучной Вселенной. Но что бы ни происходило “на планете людей” — “холодная война”, культурная революция в Китае, бесчинства наркобаронов или падение Берлинской стены — это немедленно находит отражение в очередной серии бондианы. Отражение предельно гротескное. Заурядный торговец героином с Ямайки здесь превращается в демонического Мистера Бига, агент СМЕРШа — в злобную садистку Розу Клебб, а одержимый жаждой прибыли медиамагнат — в издателя Эллиота Карвера, готового развязать третью мировую войну ради расширения своей империи. Похоже, делать Бонда “политически актуальным” - один из принципов создания картины. Тем не менее, события не ограничены временными рамками, а, следовательно, могут развиваться бесконечно, снова и снова, как миф, как ритуал. Больше того: на наших глазах происходит материализация мифа. Известно, что первый фильм про Джеймса Бонда был снят в 1962 г. С тех пор прошло почти сорок лет, и последний фильм про Бонда еще не снят, и вряд ли будет. Не только Бонд оказывается вне времени, но и миф о нем. "Джеймс Бонд вернется..." - эта фраза заканчивает финальные титры каждого фильма об агенте 007. Преданный зритель остается в эйфории сладкого предчувствия и ожидания. Это значит, что вновь зазвучит великолепная музыкальная тема Джона Берри, вновь меткий выстрел Бонда поразит врага на фирменной заставке сериала, злобные мегаманьяки затеют свои масштабные козни, и, конечно, будут новые женщины...

Пространство, в котором существует Джеймс Бонд также крайне мифологично. Прежде всего, оно явственно делиться на свой и чужие миры. Центром мира Бонда является кабинет начальника секретной службы М, где агент 007 получает очередное задание, с неизменной секретаршей Манипени у входа. Как и положено центру своего мира, он одновременно является и его окраиной, он наиболее удален и одновременно наиболее близок к чужим мирам, так как именно отсюда Бонд отправляется на выполнение задания.

Чужие миры (а их бесконечно много в фильмах) представлены во всем своем ослепительном великолепии. И дело здесь не только в роскошном антураже, на фоне которого происходит действие: фешенебельные отели, пляжи, яхты, лимузины, казино. Места, куда направляется Бонд для выполнения своей миссии, всегда экзотичны. Выполняя разные задания Джеймс Бонд побывал на Ямайке и Багамах, в Стамбуле и Венеции, в Рио-де-Жанейро и Каире, в Японии и Азербайджане, в романтическом Париже и блистательном Лас-Вегасе, в далёкой и экзотической Индии, среди джунглей и старинных дворцов и в суровых льдах российского заполярья. Касательно последнего уместно вспомнить, что чужой мир может быть представлен и крайне неприглядно, ведь в для мифологического мышления характерно тождество противоположностей. Более того, холодная страна льда и снега может являться в фильмах про Бонда воплощением страны смерти. Иногда царство смерти выражено более явственно. Например, в фильме “Завтра не умрет никогда” Джеймс Бонд проникает на затонувший корабль на дне моря (!), который наполнен трупами утонувших членов команды корабля, чтобы узнать причину их гибели. Корабль начинается крениться на бок, и Бонд еле успевает из него выбраться. Связь с водой, мертвецы, отыскание секретных знаний, трудность выхода - все это указывает на то, что Бонд попал именно в нижний мир, т.е. царство смерти.

Важно отметить, что миры, куда отправляется Бонд мало похожи на настоящий. В фильмах вся их экзотичность несколько утрирована. Например, в Петербурге, где оказывается Бонд в фильме “Золотой глаз”, он гоняется за злодеем на танке, круша на своем пути кирпичные стены и разнося вдребезги встречные машины, что в реальной жизни вряд ли возможно.

Особый мир представляет лаборатория главного изобретателя секретной службы Q, куда Бонд неизменно приходит в первой половине каждого фильма за новым секретным устройством. Каждый визит в лабораторию является скачком в технологическое будущее, поскольку там наглядно представлены последние изобретения Q. Именно там, перед тем как вручить их Бонду, Q демонстрирует их и учит с ними обращаться, выступая при этом в роли сказочного дарителя, что подробнее будет рассмотрено ниже.

Таким образом, миссия Джеймса Бонда сводиться к отправке в иные миры (обычно, с целью спасения человечества), что крайне важно для рассмотрения сюжетного хода фильмов.

Сказка для взрослых

Талант писателя Яна Флеминга, воплотившего образ Джеймса Бонда на бумаге, заключается в том, что ему удалось создать особый жанр, в котором затем были созданы и фильмы. Современными критиками он назван шпионским романом, хотя на самом деле, больше похож на сказку (для взрослых), поскольку для него как и для сказки крайне важно развитие сюжета. В самом деле, для “бондовского” боевика обязательна жесткая структура. Список сюжетных ходов, необходимых для создания фильма об агенте 007, знает сегодня каждый школьник. В офисе разведки Бонд узнает очередное задание. Потом он получает несколько хитроумных “гэджетов” — технических устройств вроде взрывающихся авторучек — и добродушно шутит со стариком Q. Затем он идет в казино, соблазняет девушку, заказывает бармену “водку-мартини”, путешествует по миру, проникает в логово врага, сражается со злодеем и в финале занимается любовью со своей длинноногой помощницей. Эта цепь и составляет событийный ряд всех бондовских фильмов. Главная задача режиссера — сделать так, чтобы эта схема не бросалась в глаза. Ян Флеминг описал однажды, как нужно снимать фильм об агенте 007: “Возьмите Бонда, оденьте его в правильную одежду, придумайте ему правильных партнеров и красивую девушку, снимите все это в самых красивых уголках планеты — и эта история понравится каждому зрителю”. Прошло уже без малого сорок лет, а рецепт действует до сих пор.

Сравнивая шпионский роман со сказкой, обратимся к гениальной книге В.Я.Проппа “Исторические корни волшебной сказки” и его описанию сказочных сюжетов. В самом начале своей книги, В.Я.Пропп выделяет особый жанр волшебной сказки который описывает так:

“Здесь будет изучаться тот жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда (похищение, изгнание и др.) или с желания иметь что-либо (царь посылает сына за жар-птицей) и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дарит ему волшебное средство или помощника, при помощи которого предмет поисков находится. В дальнейшем сказка дает поединок с противником (важнейшая форма его - змееборство), возвращение и погоню. Часто эта композиция дает осложнение. Герой уже возвращается домой, братья сбрасывают его в пропасть. В дальнейшем он вновь прибывает, подвергается испытанию через трудные задачи и воцаряется и женится или в своем царстве или в царстве своего тестя” (Пропп, 115).

Не правда ли, знакомый сюжетный строй?

Кроме того, как и для сказки так и для “бондовского” шпионского романа важна внешняя чудесность и занимательность. Бонд перестал бы быть Бондом, если бы не умопомрачительные гонки по воде на фантастическом катере, суперслалом на лыжах по ослепительным склонам горы, хитроумные штучки из шпионского снаряжения, помогающие Бонду спастись за мгновение до смерти, взрывы и перестрелки, нечеловечески сильный и коварный противник, и, конечно же, потрясающие красотки: лживые и опасные, добрые и умные. Как мы убедились в результате сравнения двух жанров, схемы развития сюжета шпионского романа и сказки настолько совпадают, что можно с уверенностью утверждать: это прак