Rambler's Top100
К оглавлению научной страницы На главную страницу "Венца" Научная библиотека

Университет истории культур

Сереченко Е.В.

(студентка I курса)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Мифологическое клише в фильмах про Джеймса Бонда

Научный руководитель: Баркова А.Л.

Москва

2001

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………………….….3

Время и пространство………………………………………………………………………5

Сказка для взрослых………………………………………………………………………...7

Бонд – архаический герой…………………………………………………………………..8

Враги Джеймса Бонда……………………………………………………………………...10

Девушки Бонда……………………………………………………………………………..12

Другие персонажи………………………………………………………………………….14

Поединок……………………………………………………………………………………16

Инициация героя…………………………………………………………………………...17

Золото, брильянты…………………………………………………………………………18

Заключение…………………………………………………………………………….…...19

Список использованной литературы……………………………………………………..22

Фильмография………………………………………………………………………………..22

 

Введение

Выбрав столь необычную тему для своей курсовой работы, автор этих строк определенно шла на некоторый риск, который был вызван следующими соображениями.

Во-первых, сама формулировка поначалу вызывает некоторое сомнение, кажется несколько натянутой и противоречивой. В самом деле, на первый взгляд несколько трудно сопоставить Джеймса Бонда, скажем, Гераклу или сказочному Иванушке-дурачку. Тем не менее, мифичность Джеймса Бонда на лицо. Будучи невероятно известным и популярным персонажем, агент 007 на сегодняшний день стал своего рода символом. Упоминание его имени у каждого вызывает определенные ассоциации, что позволяет использовать образ Джеймса Бонда в рекламе, в частности, прохладительных напитков и медикаментов. Его популярность вдохновляет кинокритиков всерьез заниматься подсчетом количества раз сказанной им фразы “Бонд, Джеймс Бонд”. Автор этих строк своими глазами видела сборник рецептов приготовления коктейлей от Джеймса Бонда. Существование такого рода литературы, а также другие примеры, говорит о повсеместной популярности данного персонажа, а, кроме того, является свидетельством того, что Джеймс Бонд – это не просто герой шпионского романа, а определенная марка, эталон, символ. Восприятие героя фильма в таком ракурсе во многом мифологично, что делает возможным проводить исследование на тему, стоящую в заглавии данной курсовой работы.

Второе опасение вызвано нерусским происхождением Бонда как персонажа, что в частности, ставит необходимым рассмотреть вопрос о первоисточнике. Касательно первого хочется отметить, что рассуждать о продукте современной западной культуры (а фильмы про Бонда были сняты в Великобритании) всегда дело довольно скользкое. Но в данном случае мы имеем дело с явлением более широкого масштаба. По словам продюсера фильмов Альберта Броколли, имя Джеймса Бонда знают 50% населения Земли, что делает фильмы о нем продуктом мировой культуры.

Прожив три года в англоязычной стране и, соответственно, свободно владея английским языком, автор работы имела возможность видеть практически все фильмы про агента 007 на языке оригинала, причем, недавно отснятые фильмы - на большом экране, старые же любило показывать местное телевидение. Таким образом, данное исследование будет опираться в своих выводах непосредственно на первоисточник, поскольку за основу исследования взят именно кинематографический материал. Разумеется, для более детального и внимательного просмотра, а также, чтобы освежить воспоминания и впечатления, пришлось воспользоваться услугами российского видеопроката и посмотреть часть фильмов уже в русском переводе. Соответственно, названия фильмов для удобства будут даваться в работе на русском языке, под тем именем, что они вышли в русском прокате. Для восстановления соответствия с оригиналом английские названия фильмов будут приведены на последней странице.

Поскольку образ Джеймса Бонда первоначально возник на бумаге в романах Яна Флеминга, то следует специально оговорить, на каком же материале будет строиться данное исследование. Миф, и мифологическое клише, в частности, принято рассматривать на литературном или устном материале. Данная же работа будет изучать именно фильмы о Джеймсе Бонде. И это намеренный выбор. В отличие от литературного героя, экранный Джеймс Бонд гораздо более известен, и тот мифический ореол, что он создал вокруг себя, все же больше присущ киногерою, нежели герою книжному. Кинематографический Джеймс Бонд, как его девушки и его подвиги, четко визуализирован, как и ассоциации, которые вызывает его образ. С уверенностью можно сказать, что в процессе чтения романов Яна Флеминга, у поклонника Бонда любимый герой всегда, независимо от описания, имеет внешность Шона Коннери, Роджера Мура или другого актера, который, по мнению читателя, наиболее удачно воплотил этот образ.

Основная же трудность заключается в неординарности данной работы и отсутствии аналогичных работ по заданной теме. Метод данного исследования опирается на статью А.Л.Барковой “От короля Лира к товарищу Сухову”, где показана судьба мифологического клише в художественных произведениях. Подобных работ относительно шпионского романа и Джеймса Бонда в частности автору этих строк найти не удалось. Таким образом, данная работа основана лишь на собственных умозаключениях автора, сделанных исходя из упомянутого выше метода, а, следовательно, высказанное здесь мнение может показаться спорным. Предлагаемая работа отнюдь не претендует на универсальность и однозначность.

Приступая к исследованию, также необходимо выяснить, что будет подразумеваться под самим термином. Мифологическим клише – это традиционная схема, набор определенных образов, сюжетные линии, используемые автором и типичные для подсознательного восприятия читателей или зрителей. Это каркас на котором строится произведение восходящий к архаическим повествовательным формам.

Советские кинокритики эпохи железного занавеса считали фильмы про Джеймса Бонда пропагандой насилия и антисоветской политики, а жанр, в котором они созданы – упадочным и примитивным, “эстетически и идейно тривиальным” (№5). В отличие от приведенного примера, данная работа отнюдь не стремится дать художественную оценку рассматриваемым произведениям, что особенно важно. Цель работы в ином: показать на их примере, что мифологическое мышление свойственно современному человеку, и мифологическое клише с успехом используется в популярных современных произведениях.

Время и пространство

Особое внимание следует уделить ощущению пространства и времени в фильмах про Бонда, которое довольно архаично. Начнем со времени. Было бы неправильно утверждать, что его совсем не существует для Джеймса Бонда: оно существенно для него, когда речь идет о небольшом промежутке (скажем, пять минут до взрыва, которых, впрочем, ему всегда хватает), но если же это года или даже десятилетия, время не властно над ним. Агент 007 всегда молод, привлекателен для женщин и полон жизненных сил, как и положено герою. Кроме того, сюжет каждой серии также развивается вне времени, хотя и имеет некоторую привязку к настоящему. Этот дивный киномир существует по своим особым законам. Подобно параллельным мирам в фантастических романах, он лишь частично соприкасается с нашей скучной Вселенной. Но что бы ни происходило “на планете людей” — “холодная война”, культурная революция в Китае, бесчинства наркобаронов или падение Берлинской стены — это немедленно находит отражение в очередной серии бондианы. Отражение предельно гротескное. Заурядный торговец героином с Ямайки здесь превращается в демонического Мистера Бига, агент СМЕРШа — в злобную садистку Розу Клебб, а одержимый жаждой прибыли медиамагнат — в издателя Эллиота Карвера, готового развязать третью мировую войну ради расширения своей империи. Похоже, делать Бонда “политически актуальным” - один из принципов создания картины. Тем не менее, события не ограничены временными рамками, а, следовательно, могут развиваться бесконечно, снова и снова, как миф, как ритуал. Больше того: на наших глазах происходит материализация мифа. Известно, что первый фильм про Джеймса Бонда был снят в 1962 г. С тех пор прошло почти сорок лет, и последний фильм про Бонда еще не снят, и вряд ли будет. Не только Бонд оказывается вне времени, но и миф о нем. "Джеймс Бонд вернется..." - эта фраза заканчивает финальные титры каждого фильма об агенте 007. Преданный зритель остается в эйфории сладкого предчувствия и ожидания. Это значит, что вновь зазвучит великолепная музыкальная тема Джона Берри, вновь меткий выстрел Бонда поразит врага на фирменной заставке сериала, злобные мегаманьяки затеют свои масштабные козни, и, конечно, будут новые женщины...

Пространство, в котором существует Джеймс Бонд также крайне мифологично. Прежде всего, оно явственно делиться на свой и чужие миры. Центром мира Бонда является кабинет начальника секретной службы М, где агент 007 получает очередное задание, с неизменной секретаршей Манипени у входа. Как и положено центру своего мира, он одновременно является и его окраиной, он наиболее удален и одновременно наиболее близок к чужим мирам, так как именно отсюда Бонд отправляется на выполнение задания.

Чужие миры (а их бесконечно много в фильмах) представлены во всем своем ослепительном великолепии. И дело здесь не только в роскошном антураже, на фоне которого происходит действие: фешенебельные отели, пляжи, яхты, лимузины, казино. Места, куда направляется Бонд для выполнения своей миссии, всегда экзотичны. Выполняя разные задания Джеймс Бонд побывал на Ямайке и Багамах, в Стамбуле и Венеции, в Рио-де-Жанейро и Каире, в Японии и Азербайджане, в романтическом Париже и блистательном Лас-Вегасе, в далёкой и экзотической Индии, среди джунглей и старинных дворцов и в суровых льдах российского заполярья. Касательно последнего уместно вспомнить, что чужой мир может быть представлен и крайне неприглядно, ведь в для мифологического мышления характерно тождество противоположностей. Более того, холодная страна льда и снега может являться в фильмах про Бонда воплощением страны смерти. Иногда царство смерти выражено более явственно. Например, в фильме “Завтра не умрет никогда” Джеймс Бонд проникает на затонувший корабль на дне моря (!), который наполнен трупами утонувших членов команды корабля, чтобы узнать причину их гибели. Корабль начинается крениться на бок, и Бонд еле успевает из него выбраться. Связь с водой, мертвецы, отыскание секретных знаний, трудность выхода - все это указывает на то, что Бонд попал именно в нижний мир, т.е. царство смерти.

Важно отметить, что миры, куда отправляется Бонд мало похожи на настоящий. В фильмах вся их экзотичность несколько утрирована. Например, в Петербурге, где оказывается Бонд в фильме “Золотой глаз”, он гоняется за злодеем на танке, круша на своем пути кирпичные стены и разнося вдребезги встречные машины, что в реальной жизни вряд ли возможно.

Особый мир представляет лаборатория главного изобретателя секретной службы Q, куда Бонд неизменно приходит в первой половине каждого фильма за новым секретным устройством. Каждый визит в лабораторию является скачком в технологическое будущее, поскольку там наглядно представлены последние изобретения Q. Именно там, перед тем как вручить их Бонду, Q демонстрирует их и учит с ними обращаться, выступая при этом в роли сказочного дарителя, что подробнее будет рассмотрено ниже.

Таким образом, миссия Джеймса Бонда сводиться к отправке в иные миры (обычно, с целью спасения человечества), что крайне важно для рассмотрения сюжетного хода фильмов.

Сказка для взрослых

Талант писателя Яна Флеминга, воплотившего образ Джеймса Бонда на бумаге, заключается в том, что ему удалось создать особый жанр, в котором затем были созданы и фильмы. Современными критиками он назван шпионским романом, хотя на самом деле, больше похож на сказку (для взрослых), поскольку для него как и для сказки крайне важно развитие сюжета. В самом деле, для “бондовского” боевика обязательна жесткая структура. Список сюжетных ходов, необходимых для создания фильма об агенте 007, знает сегодня каждый школьник. В офисе разведки Бонд узнает очередное задание. Потом он получает несколько хитроумных “гэджетов” — технических устройств вроде взрывающихся авторучек — и добродушно шутит со стариком Q. Затем он идет в казино, соблазняет девушку, заказывает бармену “водку-мартини”, путешествует по миру, проникает в логово врага, сражается со злодеем и в финале занимается любовью со своей длинноногой помощницей. Эта цепь и составляет событийный ряд всех бондовских фильмов. Главная задача режиссера — сделать так, чтобы эта схема не бросалась в глаза. Ян Флеминг описал однажды, как нужно снимать фильм об агенте 007: “Возьмите Бонда, оденьте его в правильную одежду, придумайте ему правильных партнеров и красивую девушку, снимите все это в самых красивых уголках планеты — и эта история понравится каждому зрителю”. Прошло уже без малого сорок лет, а рецепт действует до сих пор.

Сравнивая шпионский роман со сказкой, обратимся к гениальной книге В.Я.Проппа “Исторические корни волшебной сказки” и его описанию сказочных сюжетов. В самом начале своей книги, В.Я.Пропп выделяет особый жанр волшебной сказки который описывает так:

“Здесь будет изучаться тот жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда (похищение, изгнание и др.) или с желания иметь что-либо (царь посылает сына за жар-птицей) и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дарит ему волшебное средство или помощника, при помощи которого предмет поисков находится. В дальнейшем сказка дает поединок с противником (важнейшая форма его - змееборство), возвращение и погоню. Часто эта композиция дает осложнение. Герой уже возвращается домой, братья сбрасывают его в пропасть. В дальнейшем он вновь прибывает, подвергается испытанию через трудные задачи и воцаряется и женится или в своем царстве или в царстве своего тестя” (Пропп, 115).

Не правда ли, знакомый сюжетный строй?

Кроме того, как и для сказки так и для “бондовского” шпионского романа важна внешняя чудесность и занимательность. Бонд перестал бы быть Бондом, если бы не умопомрачительные гонки по воде на фантастическом катере, суперслалом на лыжах по ослепительным склонам горы, хитроумные штучки из шпионского снаряжения, помогающие Бонду спастись за мгновение до смерти, взрывы и перестрелки, нечеловечески сильный и коварный противник, и, конечно же, потрясающие красотки: лживые и опасные, добрые и умные. Как мы убедились в результате сравнения двух жанров, схемы развития сюжета шпионского романа и сказки настолько совпадают, что можно с уверенностью утверждать: это практически одно и тоже.

Бонд – архаический герой

Непобедимый для врагов и неотразимый для женщин агент 007 британской секретной службы появился на мировом киноэкране почти сорок лет назад. Доблестный рыцарь плаща и кинжала, он пригубил святой воды (мартини + водка, взболтать, но не перемешивать), опоясался мечом ("Вальтер ППК" калибра 7,65 мм), оседлал верного коня (серебристый "Астон Мартин DB-5") и отправился в свой беспримерный крестовый поход.

Очевидно, секрет популярности фильмов о Джеймсе Бонде заключается в характере самого героя. В фигуре Джеймса Бонда сконцентрированы и нашли олицетворение мечты, надежды, неосознанные побуждения людских масс.

В целом, образ, созданный в фильмах, мифологичен, он воплощает в себе то, о чем может мечтать и фантазировать человек: успех у женщин, необычайную силу и изворотливость, умение выйти из любого тупика и, главное, невероятное везение.

Итак, перед нами образ настоящего героя. Как указывалось ранее, Бонд вечно молод. Ему неведомо влияние времени, что характерно для архаического героя. Меняется лицо агента 007, вокруг него сменяются города и страны, прекрасные женщины и коварные враги, но Джеймс Бонд всегда остается молодым, готовым к новым подвигам. Очевидно, что Джеймс Бонд не знает поражений. Он практически неуязвим. Единственным беззащитным местом во всех фильмах оказывается его голова. Действительно, почти в каждом фильме какой-нибудь подельник злодея считает своим долгом непременно из-за угла, исподтишка ударить Бонда по голове чем-нибудь тяжелым. Это стало своего рода каноном для фильмов о Бонде. Автору этих строк на глаза попалось целое исследование на эту тему, автор которого пытался сосчитать, сколько же раз Джеймса Бонда "вырубали" таким грубым методом. Мы же не будем углубляться в эту проблему, отметим лишь, что магическая уязвимость героя – глубоко мифологический элемент, восходящий к представлениям о происхождении героя (достаточно вспомнить Ахиллеса).

Джеймс Бонд не отстает и от технического прогресса, он всегда вооружен всевозможными техническими новинками. В его руках любая будничная вещь - авторучка, зажигалка - оказывается смертоносным оружием. Он виртуозно пользуется любыми техническими средствами - парашютами, вертолетами, аквалангами, дельтапланами. Изобретения, полученные им в лаборатории секретной службы, Бонд применяет только в крайних случаях, когда это необходимо. Все остальное, что в его силах, секретный агент должен сделать сам. Таким образом, используемые им волшебные предметы являются как бы воплощением его магической силы.

Джеймс Бонд побеждает благодаря своим способностям, везению, волшебным предметам, и, что немаловажно, хитростью. Умение применить смекалку в трудных ситуациях роднит его с трикстером, этаким героем-хитрецом. Хотя хитрость и изворотливость ума в данном случае отнюдь не являются свидетельством его физический слабости. Бонд всегда остается прекрасно физически сложенным, сильным и прекрасно владеющим боевыми приемами.

Голод и стремление к продолжению рода – древнейшие инстинкты человечества, и архаический герой наделен ими в полной мере. С развитием человека и становлением общества первый из них отошел на задний план (что наглядно иллюстрировано в сказках), второй же, т.е. сексуальный инстинкт, остался определяющим качеством героя. Как уже отмечалось, наш герой пользуется невероятным успехом у женщин. Он не просто молод и красив, но и необычайно сексуально привлекателен. В каждом фильме Бонд встречает очередную красотку (и не одну), с которой у него непременно завязываются романтические отношения. Вообще, фильмы о Бонде наполнены различными скользкими шутками и намеками. Уместно отметить, что часто имя девушки Бонда в английской транскрипции (особенно в старых фильмах) имеет некий сексуальный оттенок. Таким образом, не только сам Бонд, но и атмосфера вокруг него пропитана сексуальной энергией.

Как архаический герой, Джеймс Бонд отчасти наделен иномирными чертами. Одна из его особенностей: способность изъясниться на любом языке мира. В какой бы стране он не оказался, он непременно знает хотя бы пару фраз на национальном языке, и что самое удивительное, что бы он ни говорил, жители страны его понимают. Французский, немецкий, японский, датский, русский – лишь часть языков из тех, которыми по фильмам владеет Бонд (в романах дело обстоит несколько иначе).

Джеймс Бонд, как и архаический герой, не слишком следует моральным нормам. Он действует согласно обстановке и поставленному заданию, а не по велению совести. Он может убить, не задумываясь, если так складываются обстоятельства. Как известно, два ноля в его номере предоставляют ему так называемую “лицензию на убийство”, т.е. право убить любого, кто мешает выполнению задания.

В каждом фильме обязательно присутствует сцена погони за Бондом по крутым горным склонам. Естественно, Бонд уходит от догоняющих его людей злодея, демонстрируя великолепное мастерство езды на горных лыжах. С одной стороны, это роднит его с врагом, который в свою очередь имеет связь с горами. Родство тем более очевидно, так как горные лыжи, которыми в совершенстве владеет Бонд, олицетворяют маркированность ног героя, что является признаком его змеиного происхождения. Итак, Джеймс Бонд имеет родство со своим врагом, что является одним из признаков его героизма, поскольку мифический Змей может погибнуть только от Змея.

С другой стороны, мастерское владение горными лыжами превращает агента 007 в мифического хозяина одной из стихий и устроителя мира. Ко всему прочему, погоня – типичный элемент сказки, а погоня с горными препятствиями вызывает аналогии со сказочным бегством с бросанием предметов позади себя (Пропп, ), что лишь подтверждает наше предположение. Если же вспомнить, что мифически горы представляют собой границу между мирами, то погоня убийц за героем представляет собой бегство из одного мира в другой.

Как и положено секретному агенту Джеймс Бонд часто выдает себя за другого (например, предстает банкиром, контрабандистом или ученым-атомщиком) или даже несколько изменяет свою внешность. Так, в фильме “Живешь только дважды” Джеймса Бонда маскируют под японца: ему делают слегка раскосые глаза и надевают парик. Способность преображаться, менять облик, являться узнаваемым для одних и неузнаваемым для других, также достаточно характерна для мифического героя.

Враги Джеймса Бонда

Как уже отмечалось ранее, одна из основных функций архаического героя это змееборство. Следовательно, враги Джеймса Бонда в какой-то степени должны быть змееподобны. В действительности, черты змея присущи практически всем злодеям из фильмов про Бонда, о чем говорят примеры ниже.

Как и архаический Змей, враги Бонда так или иначе связаны с водой. Чаще всего они живут на острове, как Доктор Но из одноименного фильма или Скараманга, обиталищем которого является маленький остров рядом с побережьем Китая (фильм “Человек с золотым пистолетом”). Они могут являются владельцами шикарной яхты, как Эмилио Ларго из фильма “Шаровая молния” или Милтон Крэст из “Лицензии на убийство” или, наконец, просто виллы с бассейном, как Гонзалес в фильме “Только для Ваших глаз”. Нередко логовом главного злодея фильма является корабль (судно-невидимка Элиота Карвера из фильма “Завтра не умрет никогда”) или подводная лодка (“Вид на убийство” и “И целого мира мало”). Враг Бонда может жить и под водой. Карл Стромберг, главный злодей фильма “Шпион, который меня любил” - обладатель гигантской подводной резиденции, где в лаборатории разрабатывается секретное оружие.

Соответственно, чтобы добраться до своего врага, Бонду приходиться преодолевать водяное препятствие, вплавь или на лодке (погоня на катерах присутствует практически в каждом фильме про Бонда), или под водой (на автомобиле-подводной лодке с внушительным арсеналом всевозможного вооружения в фильме “Шпион, который меня любил” или с помощью мини-акваланга в “Шаровой молнии”), что также весьма мифологично, поскольку водное препятствие не что иное как переправа в другой мир.

В некоторых фильмах выявляется связь злодея с горами (аналогия в сказках - Змей Горыныч). Так, в фильме “Живешь только дважды” логово одного из злейших врагов Бонда Блофельда расположено внутри потухшего вулкана, где он построил свой космодром для запусков ракеты-перехватчика.

Змеевидность врагов Бонда также иногда выражается в маркированности их ног. Например, полковник русской спецслужбы СМЕРШ Роза Клебб имеет спрятанный в ботинке отравленный шип, с помощью которого она расправляется с предателями.

В некоторых случаях враг Бонда архаически сексуально необуздан. Часто он претендует на девушку Бонда или просто окружен красивыми женщинами (вилла Гонзалеса в “Человеке с золотым пистолетом” буквально заполонена красотками в бикини и тщательно охраняется).

Вообще, враги Джеймса Бонда характеризуются крайне выраженной иномирностью: они гротескны, максимально отрицательны и даже внешне не похожи на обычных людей. Часто они наделены некими физиологическими особенностями. Доктор Но в одноименном фильме – обладатель мощных железных протезов вместо рук, которые он потерял в результате опытов по изучению радиации. Также железный крюк вместо руки имеют Ирма Бунт (“На секретной службе Её Величества”) и ТиХи (“Живи и дай умереть другим”). Скараманга – “Человек с золотым пистолетом” - имеет другую интересную анатомическую особенность: у него есть третий сосок, согласно некоторым поверьям, признак неуязвимости и больших сексуальных возможностей. Главный злодей фильма “И целого мира мало” Ренар двадцать лет назад получил пулю в голову. Хирург спас ему жизнь, но так и не смог вытащить пулю, благодаря чему выживший Ренар обрел феноменальную способность не чувствовать боли. Также в числе противников Бонда - подручный Стромберга (“Шпион, который меня любил”), огромный детина с острыми железными зубами по прозвищу Челюсть.

Еще одна отличительная (мифологически обусловленная) черта злодеев: они часто являются владельцами экзотических животных: пираний, львов, питонов или акул, которые с одной стороны являются олицетворением их зловредных способностей, с другой же – своего рода тотемическим предком, т.к. часто это хищники, живущие в воде. Так, Стромберг - владелец бассейна с акулами, а Блофельд – любитель пираний, которые живут в гигантском аквариуме, расположенном в его кабинете. Интересно, что в другом фильме основной противник Джеймса Бонда Блофельд (а он фигурирует в нескольких фильмах) появляется с другим животным – хищным белым котом, о котором хочется сказать отдельно. Кот – мифологически значимое животное. Во-первых, кот связан с мудростью (“кот ученый” у лукоморья), а значит и с нижним миром. В средние века считалось, что ведьмы могут принимать обличье кошки. Белый же – цвет бестелесности, потусторонних существ. Таким образом, Блофельд как владелец белого кота мифологически представляется не кем иным как хозяином нижнего мира, т.е. мира мертвых, или по крайней мере символически связан с ним.

Пренебрегая деталями, врагов Бонда можно условно разделить на две категории: одни пытаются добиться мирового господства с помощью космических приборов (локаторов, радаров, ракет и т.п.) и оружия, другие – при помощи наркотиков. Оба варианта мифологически значимы. Для современного человека окружающее его пространство не является загадкой. Он четко знает, что под ногами у него земля (а не нижний мир), а над головой - стратосфера (а не всевышний). Единственным темным пятном в сознании современного человека остается космос. Наше воображение и мифологическое мышление населяет его живыми существами, инопланетянами, роль которых в древности играли представители соседнего племени. Космос, таким образом, на сегодняшний день представляет собой место, о котором мы ничего не знаем, т.е. реальный чужой мир. Поэтому неудивительно, что злодеи, как существа в высшей степени иномирные, в фильмах связаны с космосом.

Связь злодеев с наркотиками, наоборот, имеет глубокие древние корни. Наркотик, как одурманивающее средство, нужен, чтобы попасть в чужой мир. Таким образом, связь злодея с наркотиками равнозначна его связи с иным миром.

Интересно, что образ Змея в фильмах иногда воплощен в неживых объектах. Практически в каждом фильме Бонд проникает на базу главного злодея (которая представляет собой некое замкнутое неприступное сооружение, будь то корабль, замок и т.п.), где уничтожает его, а затем взрывает и само логово. С мифологической точки зрения это очень похоже на поглощение героя Змеем и боем изнутри, ведь в результате подрывной деятельности Бонда, которую он ведет, находясь внутри базы, она гибнет, а Бонд чудом успевает выбраться и наблюдает за красочным разрушением логова, обнимая новую подругу и в очередной раз став героем. Наиболее яркий пример тому мы находим в фильме “И целого мира мало”. Главный злодей похищает советскую ядерную бомбу и подкладывает ее в нефтепровод, который тянется от Каспийского моря через Турцию и дальше. До рокового взрыва остается несколько минут, когда Джеймс Бонд и его новая помощница проникают внутрь гигантской нефтяной трубы. Налицо поглощение героя Змеем. При этом нефтяная труба по своим размерам и функции является воплощением Мирового Змея. Самое интересное, что Бонду в данной ситуации удается не только предотвратить взрыв, тем самым спасая от гибели все человечество, но и сымитировать свою смерть, оставаясь таким образом на некоторое мертвым для своих врагов и соратников, что напоминает инициацию героя.

Девушки Бонда

Как известно, одной из целей путешествия героя в чужой мир является встреча с женщиной, хозяйкой чужого мира. За время существования самого долгоиграющего в истории кино сериала их было много на нелегком пути разведчика. Романтические блондинки и демонические брюнетки, наивные милашки и утонченные леди, хитроумные шпионки и безжалостные садистки. Для каждой у агента 007 находился весомый аргумент. Улыбка Бонда, поцелуй Бонда, наконец, пистолет Бонда! Все шло в дело, когда на карту поставлены могущество Британской империи и безопасность всего мира.

Девушки, которых Бонд встречал во время выполнения своих миссий, настолько индивидуальны и разнообразны, что довольно трудно выделить некий единый образ. Тем не менее, все они, как и положено хозяйкам иного мира, необычайно красивые, сексуально привлекательные, роковые женщины. Блондинки, которых было много на пути Бонда, обладают подчеркнутой иномирностью, поскольку цвет их волос является воплощением золота. А золото – непременный атрибут иного мира.

В разноликой популяции "девушек Бонда" важное место занимают раскосо-скуластые дочери экзотической Азии. Выступая обычно в образах злодеек, они оживляют сюжетные схемы затейливым орнаментом тайны, насыщают действие пряным ароматом опасности. Экзотическая внешность и мастерское владение приемами восточных единоборств представительниц восточной расы - китаянок или японок, также делает их иномирными существами в глазах "европеидного" Бонда.

Иномирность женщин, которых встречает Бонд, выражается также в их роде занятий. Обычно девушка Бонда владеет несвойственной женщинам или просто необычной профессией, например астрофизик, геолог или специалист по ядерному оружию. Часто Бонду приходится иметь дело с хозяйкой иного мира, адекватной ему по роду занятий, прекрасной воительницей, общение с которой может принять формы открытого состязания с героем, например, майор ГКБ, агент ЦРУ или китайский суперагент, что одновременно отдаляет и сближает их друг с другом. Мифический образ грозной и, одновременно, сексуально привлекательной воительницы наглядно воплощен в фильме “Золотой глаз” в виде маниакальной садистки Ксении Онотоп. Кожаная амуниция, автомат Калашникова и "типичное грузинское имя" - Ксения Николаевна Онотоп. Обилием мифологических ньюансов поражает ее эротический рукопашный поединок с Джеймсом Бондом, происходящий в русской бане: в экстазе госпожа Онотоп пыталась раздавить бедрами диафрагму мистера Бонда, за что последний, в духе народных сказок, усадил ее на горячую печку.

Ярко выраженными мифическими чертами обладает таинственная и очаровательная Солитер в фильме “Живи и дай умереть другим” – личная ясновидящая гадалка одного из злодеев, предсказательница будущего по картам Таро. Залогом ее чудесного дара была непорочная девственность. Встреча с 007 лишила ее и первого, и второго. Целомудрие, как проявление пола, считалось особым, мифологически значимым качеством женщины, поэтому на женщин, обладающих этим качеством, неслучайно часто возлагались определенные ритуальные функции (весталки, Жанна Д ‘Арк). Таким образом неудивительно, что ясновидение здесь мифически связано с целомудрием.

В фильме “Живые огни” сердце Джеймса Бонда поражает симпатичная виолончелистка, играющая в местном оперном театре, которая на поверку оказывается снайпером КГБ. Умение играть на виолончели (как связь с музыкой) – один из признаков ее иномирности, поскольку музыка открывает дорогу в другой мир.

Как и положено хозяйкам иного мира, женщины Бонда крайне абмивалентны и часто не следуют моральным принципам: являясь подругами, женами или соратницами врагов Бонда они спокойно их предают и переходят на сторону Бонда (таким образом, как бы символически становясь частью мира Бонда). И наоборот, став его любовницами, после этого пытаются его убить (пример приведен выше). Такое развитие отношений вполне в духе мифа, когда хозяйка иного мира (чаще в образе воительницы) мстит герою после недолгого брака.

Иногда в фильме фигурирует отец будущей девушки Бонда, с которым у агента 007 противоречивые и, в большинстве случаев, враждебные отношения, что в большой степени свойственно сказке. Крупная контрабандистка драгоценностей и владелица цирка Осьминожка в одноименном фильме – дочка майора Смайта, которого выследил Джеймс Бонд и которому в конечном итоге предоставил шанс покончить жизнь самоубийством.

Другой пример: дочь могущественного босса мафии Марко Драко из фильма "На секретной службе Её Величества" - единственная женщина на которой женился Джеймс Бонд. К сожалению, через несколько минут после окончания свадебной церемонии, на которой глава британской спецслужбы М и предводитель мафии Драко мирно вспоминали прошлые столкновения, она была убита на глазах у мужа. Вообще, смерть невесты во время свадьбы – ярко мифический сюжет, которой, надо отметить, довольно часто встречается в художественных произведениях. По архаическим представлениям, выходя замуж, невеста как бы умирала для родного дома, для своего девичества, возрождаясь уже в новом качестве, качестве жены. Буквальная же смерть невесты во время брачной церемонии – просто утрированное воплощение этого представления.

Другие персонажи

Одним из немногих персонажей, фигурирующих в каждой серии, является секретарша начальника Секретной Службы М, мисс Манипени. Ее встреча с Бондом как правило происходит в начале фильма в штаб-квартире, куда Бонд приходит за очередным заданием. Их диалоги с Бондом наполнены очаровательным флиртом, при этом любопытно отметить, что Манипени чуть ли не единственная женщина из сериала, с которой у Бонда не было интимных отношений. Это логично с коммерческой точки зрения: пока роман Манипени и Джеймса Бонда не получил логического завершения, зритель всегда может надеяться на продолжение. Однако же это закономерно и с мифологической точки зрения. Манипенни - единственная женщина из мира Бонда, т.е. из своего мира (исключение составляют лишь последние несколько серий про Бонда, где М - женщина, и поскольку она стара и некрасива, и к тому же является шефом Бонда, которого до этого всегда исполнял мужчина, то половая принадлежность ее не важна). Бонд встречает мисс Манипенни в своем мире до выполнения очередной миссии, т.е., образно говоря, до инициации. Таким образом он просто не может быть ее любовником (или мужем), ведь согласно наиболее архаичным представлениям, мужчина не прошедший инициацию, не мог жениться. К тому же, по закону жанра зрителю хорошо известно, что именно в чужом мире Джеймс Бонд должен встретить свою женщину (собственно, это косвенно и является его миссией). Известно, что путешествие героя за невестой в чужой мир является одним из наиболее распространенных мифических сюжетов.

Другой персонаж, который неизменно появляется в каждом фильме про Джеймса Бонда – Q - главный изобретатель секретной службы. Персонаж Q является одним из столпов сериала, в семнадцати из девятнадцати фильмах воплощенный на экране одним и тем же актером. Одна из постоянных вещей, которую зрители с нетерпением ждут в каждом новом фильме, несмотря на смену лет, стилей, фасонов, технологий и даже лица агента 007 и его окружения. За долгие годы Q превратился в один из самых ярких персонажей, истинный патриот Великобритании, верный оруженосец 007, гений изобретательности, способный постоять за свои творения и защитить их метким словом от издёвок 007. Отношения между Q и Бондом определены - Q делает всё возможное, дабы удивить Бонда своими приспособлениями, Бонд пытается подшутить над Q и вывести его из себя различного рода клоунскими выходками и издёвками.

Разумеется в каждом фильме образ Q варьируется в зависимости от обстановки и сюжета, представая перед зрителями то несколько комичным, то изрядно героически настроенным, и тем не менее, Q – типичный сказочный даритель.

Во-первых, он представитель иного мира, ведь, как было отмечено ранее, его секретная лаборатория не принадлежит миру Бонда. Хотя она и наиболее близка ему территориально. Как известно, сказочный герой встречает дарителя за пределами своего царства, что мы и наблюдаем в фильмах про агента 007.

Во-вторых, Q – гораздо старше Джеймса Бонда, и общается с ним с высоты своих лет. В последнем фильме “И целого мира мало” он уже глубокий старик, покрытый сединами. Таким образом, главный изобретатель секретной службы является ассоциативным воплощением отца героя, что также характерно для сказки.

Кроме того, он – изобретатель, увлеченный своим делом. В приспособления, что он изобретает, находясь на секретной службе, он вкладывает всю душу, которые таким образом становятся как бы хранилищем его мудрости. Он не только показывает Бонду свои последние изобретения и передает их в его пользование, но и учит обращаться с ними, таким образом, передавая ему свою мудрость и свои знания.

Все предметы, которые Q передает Бонду, будь то передатчик, вмонтированный в ручные часы, или летающий поднос, которым можно отрубить голову противнику, крайне важны для победы Бонда над врагом, ведь именно их использование имеет решающее значение в поединке, когда все остальные свои приемы Бонд уже использовал, что типично для сказки. Не зря, в одном из фильмов Q напоминает Бонду, что без его изобретений он точно уже давно лежал бы рядом с Терезой в Вестминстерском Аббатстве, - и он прав. Ведь не смотря на иронию, с которой агент 007 относится к Q и его изобретениям, он продолжается пользоваться ими из фильма в фильм, что говорит об их необходимости и вере Бонда в это.

Кроме того, почти всегда Q дает Бонду машину, что в современном восприятие является не чем иным как воплощением коня. А, как известно, сказочный конь – один из основных помощников героя. Как принято в фильмах про Джеймса Бонда, это принимает несколько гротескный характер. Вместе с машиной, Q передает Бонду своеобразный пульт управления к ней, что делает возможным заводить и манипулировать машиной на расстоянии, снабжает машину голосовым прибором, и т.п., что как бы одушевляет автомобиль, делая его реальным помощником Бонда. Таким образом, Q передает Бонду не только волшебные предметы, но и, что особенно важно, сказочного помощника.

Поединок

Архаический поединок, как известно, обладает четко заданной троичной структурой, первый этап которого это бой на расстоянии, второй этап – непосредственно сам бой, и третий – истребление “змеенышей”. Этот поединок является главным боем героя. Примерно такой же порядок борьбы со змеевидным врагом модно наблюдать в фильмах про Бонда.

Первым этапом в данном случае выступает соревнование в везении и хитрости, которое чаще всего принимает облик игры в карты. Действительно, посещение Джеймсом Бондом казино присутствует практически в каждом фильме. Там, предварительно заказав свой любимый коктейль (мартини + водка, взболтать, но не перемешивать), он присматривается к играющим, и затем садится играть в баккару за стол с наибольшими ставками, (за этим же столом обычно играет главный злодей или его подручные, или другой вариант – само казино принадлежит злодею). Обычно, Бонд проигрывает первую ставку, но зато на второй берет банк, вызывая тем самым злость и негодование противника. Таким образом, Бонд как бы приобретает мудрость во время игры. Кроме того, важное значение в победе играют его хитрость и везение. Вообще, казино в современном понимании является своего рода воплощением человеческих страстей (азарта), а также олицетворением случая, следовательно, выигрыш Бонда говорит о его несомненном героизме, так как ему подвластны воля и удача. В последних фильмах сериала на смену казино часто приходит игра в шахматы, или другой интеллектуальный поединок, что меняет лишь внешнюю сторону явления, оставляя суть прежней.

Второй этап борьбы может принимать в фильмах различные формы. Визуально он воплощен в духе обычного боевика, однако в нем часто заложены глубокие мифические мотивы. Так, в глазах зрителя злодей всегда обречен на смерть. Что бы он ни делал, к каким бы уловкам не прибегал, зритель всегда убежден в конечной победе героя, иначе он бы не был героем. Например, Ренар из фильма “И целого мира мало”, о котором уже заходила речь ранее, уже в самом начале фильма обречен на смерть из-за ранения, и пуля в его голове с каждой минутой приближает его к смерти. Зритель узнает об этом в самом начале фильма, таким образом, в предстоящей гибели злодея не остается сомнений.

Другой интересный момент заключается в том, что злодей чаще всего гибнет от продукта своей же деятельности, будь то подводное или космическое оружие его собственного изготовления или бассейн с акулами, но происходит это естественно с подачи Бонда. Таким образом, хотя Бонд и является главным виновником в смерти злодея, но гибнет враг все же от самого себя. Данные рассуждения приводят к выводу, что косвенно смертельный поединок Бонда с врагом развивается по схеме “гибель Змея от Змея”, что является одним из мифологических канонов.

В некоторых случаях борьба героя со змеем принимает типичный сказочный характер. Это, в частности, проявляется в том, что смертельная схватка агента 007 и его врага происходит в воздухе: Бонд сбрасывает злодея с вертолета или враг взрывается, летя на воздушном на шаре и т.п. Такой сюжетный ход восходит к мифам о небесном Змее, поглотителе солнца. Аналогичный пример из сказки: бой Руслана с Черномором.

Третий этап поединка заключается в уничтожении подручных Змея. Он не всегда находит выражение в фильмах про Джеймса Бонда, поэтому нет смысла рассматривать его подробно. Однако хочется отметить, что практически любой фильм заканчивается уничтожением базы злодея и полной аннуляцией его коварных планов. Следовательно, третий этап борьбы присутствует фильмах, хотя и не имеет особого символического значения, поскольку финал всегда и так очевиден.

Инициация героя

Как известно, инициация один из древнейших обрядов человечества, которому подвергались все юноши мужского пола по достижении половой зрелости, и заключался в том, что они посвящались во взрослые члены племени, и, в частности, подвергались условной временной смерти. Этот обряд был распространен повсеместно, и, как было доказано рядом ученых, нашел отражение в мифах практически всех народов. Такие мифологические клише как, например, сказочный даритель или царство мертвых тоже восходит к инициации. В нашем же случае, этот обряд имеет такую наглядную иллюстрацию, что имеет смысл рассмотреть его отдельно.

Действительно, в каждом фильме Джеймс Бонд ходит на грани жизни и смерти, оказывается в невероятных передрягах. Каждый раз, когда казалось бы гибель не минуема, в самый последний момент когда все силы уже на исходе, Бонд спасается благодаря везению, хитрости или волшебным предметам Q. Обстановка, в которой это происходит, переполнена всевозможными мифологическими деталями, которые усиливают ассоциации со смертью героя. В фильме “Брильянты вечны” Джеймс Бонд чуть не сгорает в печи крематория. На крокодиловой ферме во Флориде в фильме “Живи и дай умереть другим” Бонда спасает от лютой смерти в пастях голодных хищников лишь его смекалка и очередное хитроумное изобретение Q. В фильме “Доктор Но” профессор Дент подсовывает Джеймсу Бонду в постель гигантского ядовитого паука, надеясь погубить героя во сне, разумеется, тщетно. В последнем примере имеет место мифическое представление связанное со сном. Сон, как музыка и вино, открывает дорогу в чужой мир, поэтому неудивительно, что ядовитый паук – подручный врага и образное воплощение его злой силы – появляется именно, когда герой спит, поскольку Джеймс Бонд и он – мифологически из разных миров.

Помимо этого, в каждом фильме Джеймс Бонд случайно или намеренно имитирует свою смерть, так что в течение некоторого времени враги или друзья или и те и другие думают, что герой мертв (один из примеров приведен выше), что сюжетно создает дополнительную интригу, а в мифологическом смысле является воплощением инициации. Начало фильма “Живешь только дважды” приводит зрителя в некоторое недоумение: двое молодчиков в упор расстреливают из автоматов кровать, где лежит наш герой с очередной красоткой. Заголовки газет сообщают: "В Гонконге трагически погиб при выполнении задания офицер королевских ВМС Великобритании Джеймс Бонд". Кадры похорон в море… Заметим, что, несколько отходя от канона, имитация смерти героя (т.е. инициация) происходит здесь в начале фильма, являясь завязкой для сюжета. Тем самым, герой как бы оказывается мертв с самого начала, и весь фильм образно является возвращением его в мир живых.

Создается впечатление, что Джеймс Бонд и смерть неразлучны. В самой обычной ситуации то и дело возникают образы, восходящие к представлениям о смерти. В фильме “Доктор Но” особенно ярко запоминается сцена головокружительной погони бандитов за агентом 007 на катафалке. Катафалк, как современное напоминание о смерти, превращает бандитов в существ из иного мира, представителей мира мертвых. Даже на собственной свадьбе герой соприкасается со смертью, о чем подробнее было рассмотрено выше.

Золото, брильянты

Особым мифическим смыслом в фильмах о Бонде наполнены золото, и все, что с ним связано, а также драгоценные камни, в частности, алмазы и брильянты. Прежде всего, обратимся к упоминанию их в названиях фильмов. Золото так или иначе присутствует в трех их девятнадцати кинематографических историй про Джеймса Бонда: “Голдфингер”, “Человек с золотым пистолетом”, “Золотой глаз”.Такое обилие золотоносных имен и названий уже само по себе определенно говорит о значительной символической роли золота в повествовании. Следует рассмотреть в чем же конкретно заключается эта роль.

Пропп в своей книге пишет, что золото и золотая окраска являются неизменными атрибутами чужого царства, и связывает это с представлениями о чужом царстве как о солнечном царстве. Таким образом, любой золотой предмет принадлежит иному миру (Пропп, 363). В фильмах же принадлежность таких предметов определяется более конкретно.

Главный злодей фильме “Голдфингер” – одержимый золотом Аурик Голдфингер (Goldfinger), чью фамилию можно перевести как “Золотой палец”. В фильме есть пара шуток, связанных с этой игрой слов, и в песне к этому фильму Голдфингер сравнивается со знаменитым царем Мидасом, от прикосновения пальца которого все превращалось в золото. Злодей, как видно из его золотого окружения – ярко выраженный представитель иного мира. Помимо претензий на мировой золотой запас, одним из его злодеяний является изощренное убийство своей бывшей подруги. Она появляется в образе золотой девушки: ее смерть наступила вследствие того, что Голдфингер покрыл её золотым налетом. Таким образом, золото здесь напрямую связано не просто с чужим миром, а со смертью, т.е. нижним миром, что отчетливо видно и на примерах из других фильмов.

Фильм “Человек с золотым пистолетом” начинается с того, что в адрес секретной службы приходит необычная бандероль - золотая пуля с выгравированным номером 007, которая естественно является прозрачным намёком на скорую смерть секретного агента. С мифологической точки зрения, золотая пуля является посланием с того света, о чем говорит не только ее цвет, но смысл, который она в себе несет. Типично для сказки, именно этот золотой предмет является причиной отправки героя из дома, аналогично сказке о золотых яблоках и подобным.

В этом и других фильмах про Бонда золото неотделимо от образа врага, а также его оружия. Золотой пистолет действительно является оружием главного злодея в фильме, а золотой глаз из одноименного фильма – название нового секретного оружия. Золотоносность является определяющим качеством предметов, приносящих смерть. Таким образом, золото в фильмах – печать мира мертвых.

Как уже было сказано, мифические алмазы также фигурируют в некоторых фильмах о Джеймсе Бонде. В фильме с символичным названием “Брильянты вечны” Бонд получает очередное задание: разрушить сеть нелегального экспорта алмазов из Южной Африки, воплотившись в образ опытного контрабандиста. Такая постановка сюжета очень характерна для сказки, где герой в ходе инициации приобретает алмазы или драгоценные камни. Как пишет Пропп, такие камни играли большую роль в шаманизме, так что их мифическое значение восходит к глубокой архаике.

Заключение

Как мы выяснили в ходе исследования, и сюжетная линия, и обстановка, и персонажи в фильмах про Бонда строятся на мифологическом клише. Построением сюжета жанр, в котором сняты фильмы, очень напоминает волшебную сказку. Действительно, как мы убедились в соответствующей главе, все, что сказано о сказке, может быть отнесено и к бондовским фильмам. Для них, как и для сказки, особенно важно развитие сюжета и внешняя чудесность и занимательность.

Время и пространство, в которых существует Бонд, также весьма мифологичны. Джеймс Бонд вечно молод, он готов совершать свои подвиги снова и снова, поэтому время из фильма в фильм становится для него цикличным. Пространство Бонда имеет четкое разделение на свой и чужие миры. Причем, свой мир имеет центр (кабинет начальника секретной службы) и окраину, которые, что характерно для мифа, совпадают. В каждой серии Джеймс Бонд совершает путешествие в иные миры, которые представлены в фильмах как экзотические страны. Нередко Бонд попадает в мир мертвых (дно моря или льды заполярья). Основной целью путешествия, естественно, всегда является спасение человечества от неминуемой гибели. Интересно, что по количеству миров и другим признакам серию фильмов про Джеймса Бонда называют “Шпионской Одиссеей XX века”, что лишний раз говорит об их мифологизме.

Джеймс Бонд, как архаический герой, вечно молод, почти неуязвим и невероятно сексуально привлекателен. В поединке со змеевидным врагом он побеждает благодаря личным способностям, хитрости (трикстер) и волшебным предметам (воплощение магической силы). Бонд не ведает моральных норм, действуя согласно обстановке и полученному заданию.

Враги Бонда – гротескные, крайне отрицательные, змеевидные персонажи. Часто они связаны с водой (о чем говорит их образ жизни), маркированы внешне и телесно, обладают ярко выраженной иномирностью. В поединке с Бондом зачастую обречены на смерть изначально.

Соответственно, поединок Бонда со злодеем представляет собой змееборство. Как и архаический поединок, имеет трехчастную структуру. Первый этап представляет собой состязание в везении, воплощенный в фильмах как игра в карты. В процессе второго этапа

Бонд расправляется с главным злодеем, часто применяя достаточно сказочные средства. Третий этап заканчивается уничтожением логова противника и полной победой Бонда над всеми подручными злодея.

Согласно мифологическому клише, Джеймс Бонд в фильмах, как архаический герой, проходит инициацию. С инициацией неразрывно связаны представления о мире мертвых. Часто Бонд в опасном поединке с противником оказывается на грани смерти или на время предстает мертвым. Как известно, временная смерть – высший показатель героизма, и Джеймс Бонд доказывает это в полной мере.

Разумеется, ни одна миссия Бонда не обходится без встречи с прекрасной женщиной, хозяйкой иного мира. Часто это прекрасная воительница, отношения с которой могут принять враждебный характер, что также является мифологическим клише.

Наконец, к мифологическому клише относятся и предметы, с которыми Бонду приходится иметь дело: золотое оружие, брильянты. Золотая окраска говорит об их иномирном происхождении, что типично для сказки. Кроме того, в фильмах их принадлежность уточняется: происхождение золотых предметов непременно связано с миром мертвых, поскольку по сюжету они всегда несут с собой смерть.

Такое обилие мифологических смыслов и привязок, ссылок, отправляющих нас к глубокой архаике, заставляет нас сделать интересный вывод. В фильмах про Бонда мифологическое клише намеренно взято за основу. Действительно, слишком много совпадений. Возможно, авторы и не подразумевали, что они обращаются к глубоким мифологическим корням, использовали его бессознательно, интуитивно, но без сомнения осознавали, какой эффект это окажет на восприятие тех, кто будет смотреть эти фильмы.

 

Список использованной литературы

  1. Баркова А.Л. От короля Лира к товарищу Сухову: Судьба мифологического клише в художественном мышлении / / “Человек”, 1998, №2.
  2. Баркова А.Л. Четыре поколения эпических героев / / “Человек”, 1996, №6; 1997, №1.
  3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
  4. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. Москва, 1980.
  5. Вячеслав Шестаков. Мифология XX века(Критика теории и практики буржуазной “массовой культуры”). Москва, "Искусство", 1988.

 

Фильмография

  1. Доктор Но (Dr. No), 1962
  2. Из России с любовью (From Russia With Love), 1963
  3. Голдфингер (Goldfinger), 1964
  4. Шаровая молния (Thunderball), 1965
  5. Живешь только дважды (You Only Live Twice), 1967
  6. На секретной службе ее величества (On Her Majesty’s Secret Service), 1969
  7. Брильянты вечны (Diamonds Are Forever), 1971
  8. Живи и дай умереть другим (Live and Let Die), 1973
  9. Человек с золотым пистолетом (The Man With The Golden Gun), 1974
  10. Шпион, который меня любил (The Spy Who Loved Me), 1977
  11. Лунный гонщик (Moonraker), 1979
  12. Только для ваших глаз (For Your Eyes Only), 1981
  13. Осьминожка (Octopussy), 1983
  14. Вид на убийство (A View To A Kill), 1985
  15. Живые огни (The Living Daylights), 1987
  16. Лицензия на убийство (License To Kill), 1989
  17. Золотой глаз (Goldeneye), 1995
  18. Завтра не умрет никогда (Tomorrow Never Dies), 1997
  19. И целого мира мало (The World Is Not Enough), 1999
посмотреть Фильмы онлайн



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Сереченко Е. (с) 2005
Миф.Ру (с) 2005-2010

Rambler's Top100