ОТ ЛЕХА К ХОТАНУ
ВЕЛИКИЙ КАРАКОРУМСКИЙ ПУТЬ
Глава готовится к выложению, вам придется немного подождать.
19 сентября 1925 года – памятный день для нашей экспедиции! Это было прекрасное осеннее утро, когда с гор дул легкий ветер, восхитительно холодный и бодрящий. Большая толпа местных жителей собралась, чтобы посмотреть на наш выход. Пересекать перевал Кардонг, первый горный проход на пути в Туркестан, обычно лучше на яках, которых понукают здешние крестьяне. Самый верх перевала покрыт льдом, и вьючным лошадям там приходится трудно. Когда используются вьючные яки, то вьючные лошади и мулы каравана идут через перевал налегке. Таков обычай этих мест, несомненно, обусловленный многолетним опытом. Мы решили последовать ему и несколькими днями раньше договорились насчет яков. По неизвестной причине утром у нашей дорожной станции была только половина от требуемых сорока яков. Нам пришлось прождать целое утро и значительную часть дня, пока все мохнатые звери соберутся у бунгало. Как обычно, всё происходило в толкотне и криках и здешний ладакский караванщик вовсю орудовал свей палкой.
Наконец, примерно в четыре часа пополудни, длинная вереница каравана покинула постоялый двор и вышла на узкую дорогу, проходящую у подножия лехского дворца и ведущую к небольшой деревне Гонпа (dGon-pa) и далее в горы. Большая толпа шла за нами пешком, желая успешного путешествия. Мы проехали мимо ячменных полей и монастыря Зангскар, белые стены которого так украшают равнину к северу от Леха.
После того, как мы миновали последнюю ладакскую деревню и ячменные поля, к нашей колонне вышла группа ладакских женщин и девушек. Они держали в руках чаши, до краев полные ячьего молока. Все мы низко поклонились им, сидя в седлах, нашего предводителя и главных погонщиков они обрызгали молоком. Делая так, они желают нам помощи свыше, желают, чтобы путешествие прошло благополучно несмотря на опасности грозного Каракорума.
В течение трех часов мы поднимались в гору. С каждым шагом земля вокруг становилась всё более бесплодной. Зеленеющие сады и поля Ладака остались внизу, над нами высились скалистые горы, вершины которых были покрыты льдом и снегом. Большие валуны на горных склонах грозили обвалами, мы переправлялись через большие груды дебрис, оползней с возвышающихся пиков. Наш караван вьючных лошадей, ведомый Назар-баем и Омар-ханом, ушел вперед, с приказом ждать нас на северной стороне Кардонг-Ла в деревушке Халсар.
На ночь мы разбили лагерь на выступе скалы, рядом с разрушенной каменной хижиной. Почти сразу после того, как мы спешились, поднялся пронизывающий северо-западный ветер, так что нам пришлось искать убежище в окрестных утесах. Наши люди в серой овчине, усевшиеся под скалами, казались огромными грифами, взирающими на высокогорье в поисках жертвы. Караван яков добрался сюда только в десять часов вечера. О его приближении возвестили громкие крики и свист погонщиков. Вскоре появилась большая темная масса, медленно выбравшаяся на открытое пространство маленького плато, где мы разбили лагерь. В полной темноте мы начали разгрузку, и нашим караванщикам было довольно трудно разнести всё по палаткам. Ночь была ужасно холодной, ветер дул непрестанно, унявшись только перед рассветом.
Прекрасное утро 20-го сентября разительно отличалось от давешнего гнетущего вечера. Караван уже вышел в путь, длинная черная вереница животных поднималась на гору. Мы все оседлали яков, и наши кавалерийские седла странно смотрелись на лохматых черных животных. Яки великолепно ходят по крутым склонам, многие путешественники высоко отзывались об этих горных животных. Подъем на Кардонг-Ла сравнительно легкий, но несколько крут для лошадей. Он занял у нас полных три часа, пока мы добрались до покрытой снегом седловины перевала. На многих поворотах мы замечали замерзшие следы крови – следы проходивших караванов. На таких высотах люди и животные часто тяжело истекают кровью. С седловины перевала горы выглядят словно огромное море, покрытое искрящейся белой пеной.
Спуск был крутым и скользким. Весь северный склон покрыт льдом. Нам нужно было спуститься и идти дальше. Один из наших вьючных яков предпочел скользить вниз по льду и с изумительным проворством прокатился вниз по крутому склону. Мы все были уверены, что он разобьется вместе со своей ношей об острые камни в узкой расщелине под нами. Но в критический момент животное внезапно повернуло и, довольное собой, присоединилось к своим собратьям. Нам надо было отойти на значительное расстояние от перевала. Малюсенькая зеленая полоса растительности вдалеке означала долину Шайок, где лежит деревня Халсар, место встречи нашего каравана. Мы не стали оседлывать наших лошадей, а продолжили путь на яках. После двух часов езды мы вошли в долину Шайок, с ее зеленеющей низиной и острыми внешними скалами. Последние пять миль дорога была ровной и легкой. Примерно в пять пополудни мы могли разглядеть деревню Халсар и заметили наших караван-баши, Назар-бая и Омар-хана, ждущих нас на подходе к ней. Два часа спустя мы разбили лагерь в маленьком, но тенистом саду сераи и распаковали багаж, доставленный на яках. Отсюда следующие двадцать два дня нашу поклажу должны будут нести лошади, взбираясь на опасные высоты горных перевалов.
На следующий день, 21-го сентября, мы продолжили путь по долине Шайок. Это страна замечательных цветов – скалы из пламенеющего желтого и красного песчаника, розовый гранит над яркой зеленью низин.
Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 8
|