* * *

Может быть и не стоило бы в этом моем "наблюдении", посвященном Толкину и Православию, касаться такой сложной, запутанной и неоднозначной темы, как толкинисты. Тем более, что степень истины в размышлениях уважаемого Автора на эту тему максимальна по сравнению с другими рассматриваемыми им вопросами, и приближается примерно к девяноста процентам. Результат хороший, но остается еще процентов эдак десять, такая вот ложечка дегтя... А она порой перевешивает все позитивное, что там есть, и с этим надо что-то делать... Ох, побьют меня за эти "изыскания"; но делать нечего - надо разбираться. Итак, пункт четвертый:

ТОЛКИНИСТЫ

Для начала попытаемся определиться с самим термином. Самое популярное определение, что-то в стиле: "Толкинист - это тот, кто ходит "по…” (Нескучному Саду, Черной Речке, Калужской площади...) "в…” (в прикиде, в железе, в черном…) и "с…” (мечом, гитарой, флейтой, стопкой распечаток)", - оно уж слишком популярное, чтобы адекватно отражать действительность. Расхожее (и предлагаемое, в частности, Автором): "Толкинисты - это участники ролевых игр, потому что их все равно все так называют; привыкли, понимаешь..”. определением не является; объективности ему до определения не хватает (в соответствующих кругах "мастеров" тоже "все давно называют" известно как, однако в травоядности их еще никто не заподозрил, и рогов, опять же, в подавляющем большинстве - не имеется!). "Толкинист есть любитель Толкина" представляется точным, но не совсем удачным определением (Местами несколько узковато: почему только Толкина? "Личные квэнты", "дописывания" и апокрифы мы тоже любим... особенно некоторые... И почему только "любитель"? Мнения "Нэ так все было!" и "Этот профессор все перепутал..”. - тоже из достаточно расхожих...) Ну а если описать толкиниста как личность, неравнодушную к Средиземью (или Арде), - тоже, наверное, кто-то будет спорить. Оч-чень непростой вопрос. Гораздо легче "определить" толкиниста через то, что "не есть" он, чем наоборот. Не считаю себя вправе обращаться к началу истории движения (ибо у истоков - не стоял), поминать библиотеку в Нескучном, команду "Эгладор" и взывать к теням далекого прошлого; но едва ли ошибусь, описав историю московских толкинистов как сообщества тремя датами: самое начало 90-х - образование, 95-96гг. - пик и начало упадка, 99-2000гг. - ... В общем, в 21 веке говорить о существовании сообщества толкинистов (по разным причинам) уже не приходится (Интернет не в счет; что бы там ни говорили, некоторые существенные особенности "толкинизма" могут проявляться только "живьем"). А вот сообщество РИ как раз цветет, растет и вовсю приносит плоды. Каковые плоды приписываются уважаемым Автором как раз толкинистам...

Так почему "толкинист есть (или наоборот - не есть) ролевик"? Посмотрим на аргументацию Автора. С тем, что можно "считать их частью одной и той же среды " (например, молодежной и неформальной), и что пересечение этих двух (различных!) явлений не совсем случайно, я еще могу согласиться. А дальше начинается псевдоквазия. Считать, что "перекрывание между этими общностями столь велико, что их вполне можно рассматривать как одну единую общность", можно, только если не знать и не видеть основных "видовых различий". Или - имея готовый желаемый ответ на этот вопрос, подгонять под него решение.

Если опять же обратиться к истории этих обоих сообществ (ошибусь - поправьте), то изначально ролевики были фактически только "подмножеством" толкинистов, ибо игры только по Толкину и проводились, причем качество их проведения устраивало далеко не всех (толкинистов). Потом появились другие игры по "более другим" источникам, появилась "дифференциация интересов", с одной стороны, и сужение минимально необходимых требований - с другой. И наконец "кризис роста" "толкинизма" и был преодолен вот этим самым расколом, - незаметным поначалу (да и теперь, пожалуй, не всем заметным) отделением ролевиков от толкинистов; появилась возможность просто играть (сегодня - одно, завтра - другое, ни во что особенно не вкладывая душу и ни на чем долго не задерживаясь, играть для развлечения, именно так, как играют дети...). И в это потянулись "массы", как со стороны, так и "изнутри" того еще сообщества толкинистов; еще бы, ведь гораздо проще (и интереснее) проявить и показать себя в игре, чем тратить время, силы и вкладывать душу в Творение. Создание украшений и нарядов, рождение музыки, стихов и песен, изготовление и любовная отделка своего оружия, сотворение миров... Теперь всего этого почти не осталось... "Случайных" людей хватало еще в Нескучном; Калужская же площадь являет собой... Ладно, не будем ругаться. Так вот, играть легче, чем творить, но, в то же время, мечта любого толкиниста - оказаться на Арде, в "том" мире, пусть хотя бы ненадолго; "способы достижения" этого разные, и ничего удивительного, что многих тянет на игры. На имеющиеся игры. И ездят. И как бы потом (или - в процессе) не обламывались, что-то свое большинство непременно "ловит". Если очень грубо - главное различие между ролевиками и толкинистами определяется так: первым "главное - играть, а что именно - не так важно", а вторым "главное - в мире (мирах) Средиземья, а что именно там делать - это уже второй вопрос"14. И вот свершилось: ролевики "стали" толкинистами (унаследовав кроме названия оных еще и большинство их "наличного состава"). "Сообщества" толкинистов нет еще и потому, что толкинисты исчезают (уходят в "цивил", в РИ (а там нужны ролевики, игроки, "мастера" и т.п., - а именно без толкинистов как таковых там можно и обойтись), в никуда, - и просто исчезают как класс); а исчезают они еще и потому, что нет сообщества (толкинист - по природе своей (в подавляющем большинстве) есть "существо общественное").

И стало так, что "есть среди ролевиков толкинисты, есть филателисты, есть рыжие” и так далее. Только есть толкинисты и вне РИ. И если посчитать и сравнить "ролевиков-не-толкинистов", - и "толкинистов - не-ролевиков" - кого окажется больше? И на сколько порядков? Так если "для целей нашего анализа вопрос о моральном праве данного сообщества на это название интересен лишь в третью или в четвертую очередь. Существует социальное явление – некая общность людей, которая называет себя толкинистами"; если ув.Автору на самом деле все равно, как их называть, почему он с самого начала до самого конца цепляет к этому сообществу "совершеннонепричемного" профессора Толкина; почему, в конце концов, он так и не соглашается называть их ролевиками? Ведь даже цитируемый им Станислав Кормильцев-Зворски вольно или невольно конкретизирует: "Еще совсем недавно мы были только "толкинистами". Около 1994 года произошла дифференциация тем игр и основным стало понятие ролевой игры вообще. Основной стала возможность и потребность сделать игру по какой-либо теме”. Ну если хоть сколько-нибудь ответственно подойти к вопросу, может ли личность, не имеющая никакого отношения к Толкину (и не желающая иметь) - всерьез считаться толкинистом (называться можно кем угодно)?! И если да, то на каких основаниях? Марксисты вон, хотя и не изучают Маркса, но следуют ряду его теоретических разработок (пусть даже и в переработанном виде). Так что "гопота в Нескучнике" - не толкинисты (они Толкина не то что "не изучают", - они и знать-то его не хотят...); равно как сегодняшние посетители того ресторана, где когда-то играл Утесов - не "меломаны и знатоки джаза". (Если же пользоваться примерами, более близкими ув.Автору, то сходство между толкинистами и ролевиками ненамного больше, чем у теософских кружов начала 20 века - с частями СС (коль скоро одно из другого произошло путем сложных разбавлений и переливаний); не люблю теософию - но ставить именно ей в вину например 60 миллионов погибших в войне - я бы не стал...).

И наконец, вокруг любого сообщества существует "среда". В применении к тем же толкинистам (а потом - ролевикам) - тусовка. И вот если ролевиков именуют толкинистами, это еще можно стерпеть-смолчать, но когда это определение прилагается к тусовке?... Если некто зашел в Нескучный попить пива-водки и "размять кулаки", я вежливо попрошу (уважаемого Автора!): не надо называть "нас с ним" толкинистами. Можно, конечно, надеть на голову ведро, и кричать: "Я - космонавт!" Можно даже найти сколько-нибудь личностей, которые в это поверят. Но... Как-то это все несерьезно... Не надо использовать названия, совершенно не отражающего смысла; даже если "оно существует, оно прижилось", все равно не надо. И не надо "именно в этом смысле ... говорить о толкинистско-ролевом движении", - вокруг же умные люди. Они же будут смеяться. Или плакать. Так что давайте все-таки отделим толкинистов от ролевиков (или по-крайней мере, от тусовки); их ведь и без того есть в чем обвинить...

Если мы прямо пойдем по "схеме", предложенной уважаемым Автором, то различия будут просто бросаться в глаза. Например, "общее времяпрепровождение и общие развлечения" объединяют именно тусовку; у толкинистов же, даже если брать по минимуму, и всех вкупе, как "светлых", так и "темных", есть (точнее, были) именно общие интересы (а в пределах более мелких групп - общие идеалы, убеждения и цель). Неформальный лидер с описанными признаками также характерен именно для тусовки (причем - загнивающей); среди толкинистов, насколько я помню, пользовались уважением, популярностью или хотя бы вниманием те, кто либо знал больше других (и во-первых - о мире Толкина), либо лучше других умел что-то делать; "выезжавшие на понтах" скорее становились "притчей во языцех", и только подтверждали правило, равно как и "дивные от недостатка" (так, кажется, это называлось...) И разумеется, не следует забывать, что тусовка вокруг сообщества толкинистов существовала практически всегда (вопрос, в каком количестве, "процентуально"), а у нее, как это справедливо подмечено понимающим Автором, свои законы. В том числе - отрицательный естественный отбор ("выживает наихудший"). Она-то и добила (и дожрала) "сообщество".

И вообще, рассуждая о подобных материях, следует постоянно помнить, что мы имеем дело с живым, "земным" "организмом", а это значит, что "в чистом виде", само по себе, здесь не существует ничего; всегда и везде мы будем иметь "коктейль" из двух и более параллельно протекающих процессов и явлений, которые при этом будут пересекаться, смешиваться и противоречить друг другу, что автоматически будет приводить к тому, что осудить и оправдать некоторый аспект этого "единого целого" будет равно легко, было бы желание. (Хотя нет, осудить - легче...) И какую ставить цель? Оправдать Толкина? Осудить толкинистов? Выяснить, совместимы ли безобразия на играх и вокруг них - с Православием? Решить, "кто виноват", - или "что делать"?

Возьмем, например Театр, Игру (в нашем пространстве-времени и с современными живыми людьми) - и Православие. "Жонглировать надерганными из Св. Отцов цитатами" я тоже не стану, попробуем проще и человечнее. Во-первых, категорически осуждались Церковью именно "смехотворцы и зрелища звериные", то есть скоморохи, балаганы и иже с ними - как раз действия "где бывают хуления", и "действия язычески-религиозного характера"; и совершенно понятно почему: хулы и язычества Церковь поощрять не может. А далее, было еще такое, цитируемое ув.Автором слово, "душеполезное"; так вот, никакого "действа", не являющегося таковым, Церковь не может рекомендовать. И в этом суть отношения Церкви к Театру (и не только). Вспомним, в евангельскую и апостольскую эпоху, а тем более несколько позже, "театр" - это уже не Эсхил, Софокл и Еврипид; это грубые "сельские" комедии, представления мимов, - и "развлечения" в амфитеатрах (бои гладиаторов, травля зверей, и, интеллигентно выражаясь, казни тех же христиан...) Но со временем что-то же должно было измениться... "Развлечение ради развлечения", естественно, не душеполезно. Но рассматривать классический русский тетр только как развлечение, - а уж тем более, как "плоть от плоти языческих мистерий античности" - это, мягко говоря, перегиб15.

(И еще: "Был период, когда на Руси актеров даже запрещено было хоронить на кладбищах"; когда, хотел бы я знать, был такой период? Были такие басни. И известно когда - в советское время. И известно зачем - чтобы показать "дикость и варварство этих инквизиторов-церковников" Когда именно актеров (не скоморохов, шутов и базарных плясунов) в православном государстве запрещали хоронить как христиан? Только когда они не были христианами. Тогда при чем здесь актерство? Попробовал бы кто-нибудь сказать такое при Щепкине или Шаляпине, например...)

Театр как Искусство является (или - должен быть) способом делать человека лучше (в частности, являя ему добродетели и пороки, и осуждая последние). И в той мере, в которой он выполняет эти задачи, он и может быть одобряем. Иначе бы не было у нас Глинки, Мусоргского и других. Иначе не было бы у нас (сегодня!) православного театра. Если человек выходит из театра чище и добрее - мы не можем осуждать театр. И не можем осуждать актеров.

И еще раз вспомним о "светской, внецерковной" культуре. В том, что она стала таковой - нет нашей вины. Но нет и вины культуры. Так что же, ее теперь стоит отсечь от себя и выбросить вон (чтобы ее подобрали враги христианства - и использовали против нас, что мы во многом сейчас и видим) - или, может быть все-таки попытаться наполнить ее христианской духовностью, - и тогда она еще поможет и послужит нам же? Для начала - не стоит хотя бы отрицать той, не побоюсь этого слова, душеполезности, которая и сейчас еще присутствует, хоть отчасти и немного, в этой самой светской культуре. Ну поймите, уважаемый призывающий нас к праведности и духовности Автор: "младенцам" нужна "мягкая пища"; если вегетарианца "со стажем" основательно накормить мясом, как бы полезно и необходимо оно ни было - он может и не выжить; а хромой, поверивший Вашим словам, что человек может и должен летать, и отбросивший костыли - скорее всего разобьется. Нам нужна культура!! И к тому, чтобы читать и понимать Евангелие, нужно сначала прийти. Самому. Неужели уважаемый Автор всерьез считает, что если стены и стекла вагонов метро оклеить вместо рекламы православными иконами, по телевидению вместо сериалов с той же частотой и в том же количестве транслировать богослужения, а в книжных магазинах продавать только каноническую и богословскую литературу - наш народ ринется в Православие?! Человек может дойти до Священного Писания - но дайте ему время и возможность. Дайте ему положительные примеры. Дайте "тягу к небесному". И не тащите за руку - не поможет ("невольник - не богомольник"). И - не предавайте вечному проклятию не послушавшего слов Ваших... Не можете? Тогда не мешайте все это делать культуре!

И это напрямую касается Игры. Для того, чтобы сразу стать на путь православной аскетики, нужно глубокое осознание правильности именно этого пути, нужна воля и решимость, нужно побороть слабости и сомнения, в конце концов; да много чего еще нужно... И окружающая обстановка, по крайней мере, на первых порах - не будет способствовать. Но у человека (опять же, на первых порах) есть более простой путь. Путь игры. Ребенок обучается, играя. Подросток становится лучше, подражая достойному. Если человек "не может сам", но будет "пытаться быть похожим" - "подражать" - "играть" Другого, - у него многое может получиться. "Искусство быть Другим" спасло - многих. И помогло - многим. И тогда задача, высокая цель культуры, и в первую очередь, литературы - создавать образы, описывать героев, достойных подражания. Лучшая похвала писателю - когда в его героев играют дети; но и в самой глубине толкинизма это тоже многое объясняет. И одно дело, когда некто в рамках РИ отыгрывает некоего персонажа ради "игры" и "победы", - и совсем другое, когда он играет "по жизни", действительно становясь, хотя бы отчасти, "положительным героем", - ведь образ этот (чем дальше, тем все больше) "создается" не "из Профессора", а "из себя"... Скажете, это не Путь? Скажете, есть более прямые? Идите. А я посмотрю. Судить не стану, но только и вы - не судите...

Далее. Ритуалы, обряды, таинства, отыгрыш "отрицательных персонажей". Если ты играешь все равно кого, потому что тебе все равно, кого играть, тогда, понятно, "он - это не я" и "он и ответит в случае чего". Но если ты, анализируя некую предстоящую тебе "по жизни" стремную ситуацию, хорошо представляешь себе, что "Финрод бы так не поступил" (и это оказываеться единственным аргументом в пользу "сильного", "трудного" поступка), - что ж, "значит нужные книги ты в детстве читал", и тебе (и - за тебя) не придется потом краснеть (если кто еще помнит, что это такое). А насчет всего остального существовало хорошее правило: будь ты "по квэнте" хоть кем, но "по жизни" оставайся человеком! Беда ролевиков в том, что тяга к "играть вообще" частенько приводит к необходимости играть такое, что лучше бы и как-нибудь сторонкой обойти... А там раз-другой, - глядишь, и уже нравится16. (Нет, исключения всегда бывают, но как правило - с кем-то другим.) А по Толкину, как ни интерпретируй его, "сыграть в причастие" или что-то подобное - не удастся. Или это будет уже не Толкин. Что же касается "темных" "по жизни", то это тема для очень длинного и очень отдельного разговора; несмотря на все свои убеждения (а точнее - благодаря им) руку я им подавал - и намереваюсь это делать и впредь (не знаю, правда, как они будут на это реагировать...) Но к последней "филиппике" ув. Автора по поводу "пожизненных квэнт" хочется (и - необходимо) добавить: все-таки есть разница между "играть эльфа" на тусовке (сегодня - эльф, завтра - ...) и "быть эльфом", зачастую и наедине с самим собой, понимая, что это единственный способ остаться человеком...17

Далее ув. Автор вроде бы наконец называет вещи своими именами: "РИ – потенциальный источник сатанизма, уже просто в силу своей специфики"18. Мнение обосновано и подтверждено. Убедительно.(Если долго призывать некоторые нематериальные сущности - они, собственно, и приходят....) Но далее - разбор оккультизма; и опять - "ролевиковско-толкинистской формой оккультизма является так называемое глюколовство" [Курсив мой! - Прим. мое.]. Опять толкинизм? Уважаемый Автор, а вы уверены, что они все именно "вызывают у себя видения" и "занимаются оккультной практикой" (вызыванием духов, например, с допросом последних на предмет устройства и истории сопредельных миров) - а не придумывают все это?!! А что, профессор Толкин тоже "наловился глюков", прежде чем писать свои книги?!! С остальными проявлениями оккультизма в соответствующих средах - согласен, вот только - докажите, что "вызывание у себя видений иных миров, а также отождествление себя с персонажами этих миров" есть именно "оккультная практика". Но - именно докажите! Или - не делайте подобных заявлений.

Ну и далее вполне логичное: "Глюколовство нередко определяет личные квенты. Из сопоставления личных квент рождаются сюжеты для "толкинистских апокрифов". Апокрифы служат поводом к глюколовству. И так далее, и так далее...Совместимость всей этой гнусности, составляющей суть жизни толкинистко-ролевой среды, с Православием и с православными представлениями о нравственности, пусть каждый оценит сам". Так... Ну оно конечно можно на жизнь пишущей части толкинистского сообщества посмотреть вот такими глазами и под вот таким углом, но... Что ж так недобро-то, уважаемый Автор? Вроде и не сделали эти люди ничего плохого ни лично Вам, ни представляемому Вами сообществу ролевых игр... Ну пишут они, ну обмениваются собственными вариантами "реальностей", - в чем гнусность то?

Кроме того, несколько "в сторону": на толкиновском материале особенно и не поглючишь, - слишком много он всего описал, определил и обосновал; а начиная глючить "против правил" - очень быстро оказываешься за пределами толкиновского мира. А уж там, конечно, возможно все: и какая заблагорассудится история, и какая удобно мораль, и устройство мира "по правилу левой ноги", и все остальное в том же духе. Вот только Ардой это уже не будет.

И главное - при чем здесь Православие? И нравственность? Наверное - просто чтобы опять "привязав" толкинизм к тусовке, легко сделать именно его (а за компанию - и Профессора) ответственным за все творящиеся безобразия. И закрыть глаза на то, что именно толкинизм (как нечто серьезное) и противостоит этому всему, - и "субкультуре досуга" (где главное - приятное необременительное времяпровождение) и уж тем более "маргинальной тусовке" (клубу любителей пива и "под пиво..”.) Ну и конечно, опять любимый метод Автора: "далеко не все толкинисты и ролевики погружены в жизнь описанной среды. Естественно, что сохраняющие человеческий облик ролевики и толкинисты относятся к описанной тусовке с глубоким отвращением и от нее дистанцируются”. И сразу после этого - те, дескать, кто говорит, что описанные безобразия не имеют отношения к толкинизму, как водится, "бессовестно лгут". Так "толкинизм" - это "сохраняющие человеческий облик толкинисты" - или кто-то другой??! А если все-таки они - то в каком еще "оккультизме" и "оскорблении нравственности" можно их обвинить?! Так что - не имеют "описанные явления" (в том виде, в котором они описаны), а уж тем более "описанная масса" отношения к толкинизму. В отличие, наверное, от РИ. Тем более - от тусовки, каковая, собственно, и "описана"...

Подробный анализ "фактов" пропущу; вкратце же - многое верно, но как-то слишком искусственно пристегивается к толкинистам; либо - в "выводах" Автора наверняка будет пристегнуто.(Проверим?) А так... "Кулички": "В помощь мастеру и игроку" - это толкинисты - или все-таки ролевики? "Обсуждение" (больше похожее на осуждение) христианства в какой-то "эхе" - каким боком относится к толкинистам? Стихи - да; но, насколько я понимаю, из "Сети" их не сотрешь, даже если очень хочется. А "в лесу" и на менестрельниках.. Насколько я помню, ни на одном менестрельнике в Форменосе ни разу никаких заездов-заплывов-заносов в сторону воспевания "Звезды Люцифер" - не было. Что до "темных" стихов и песен... Скажите мне, уважаемый Автор, в какой форме, по Вашему мнению, надлежит христианам-толкинистам (без кавычек!) выражать свое "возмущение и протест" против исполнения подобных песен? Кричать, свистеть, - или можно сразу сапогом в лицо? А разрешите просто - не слушать? В случае особого "сатанизма" - уйти? Или все-таки "приходить в бешенство" - совершенно необходимо для демонстрации своего "христианства"?? (Гм... Уважаемый Автор, не слишком ли давно Вы последний раз общались с христианами? Не успели ли Вы забыть, как они выглядят, как себя ведут, например?...) Далее. "Черная Книга Арды". "Сатанизм для толкинистов". Хотя это тема для очень долгого разговора, но все-таки - нет... Не сатанизм... Слишком сложно и... неоднозначно. Лучше это? Хуже? Не знаю... Что там далее? "Открытый сатанизм"? Ну так опять - "на ролевых сайтах". А вот в прессу нашу любимую Автор зря полез... Одна "Всероссийская сюжетно-ролевая игра по мотивам произведений Толкиена "10 дней в Средневековье"", организованная "тюменскими сатанистами", чего стоит... И еще. История из "Мегаполис-Экспресса", касаемо "отличницы Насти" и некоей Стеллы, уже тогда (в ноябре 2001 года) вызывала... некоторые подозрения (своей "заказанностью", что ли...) И вот спустя полгода - опаньки! Июньский, кажется, номер; название сего "органа свободной прессы" сейчас не упомню, но - читал своими глазами! Перепечатано близко к тексту, имена, возраст и некоторые другие подробности сохранены, но (внимание!) время действия - лето 2002 года!! (Если кто-нибудь забыл, что именно в этом отрезке времени на экраны страны вышла первая часть "Властелина Колец" (и хлёбово понадобилось "подогреть") - так в "новом" тексте этот факт упоминается!) Так кому все еще мешают толкинисты? Неужели - Православию? Так у него совсем другой печатный орган. И совсем другие манеры...

И вот он, наконец, закономерный финал! Я полностью согласен с мнением г.Федорова: "рост популярности неоязычества, разных мастей оккультизма, даже сатанизма среди определенной части ролевого движения - факт, который нельзя оспорить". Ув. Автор говорит: "Речь шла об опасных тенденциях данного движения, о целенаправленном насаждении идеологии вполне определенного характера", - и я в достаточной мере согласен с его мнением (вот только насчет "целенаправленности" - едва ли, просто "что выросло - то выросло") Но - речь же шла о ролевом движении.(Жаль только, что проницательный и всезамечающий Автор забыл упомянуть, что рост всех описанных им явлений характерен и для всего нашего общества в целом. Которое тоже становится "обществом досуга и потребления". А ролевики - лишь "плоть от плоти"...) А далее... Что ж, с грустью приходится признать, что я был прав. Потрясающая логика: среди ролевиков встречается... такое, такое и вот такое - поэтому толкинизм несовместим с Православием. (Что, собственно, и требовалось доказать... Но именно - доказать!) А здесь... "В огороде бузина, а в Средиземье - Мелькор".

В очередной раз "подведем..”. и "отделим..”. Что с чем совместимо, в какой области и в какой мере? Уважаемый Автор может быть спокоен: совместимость Православия с толкинизмом лежит отнюдь не в области догматов. (Никто, по крайней мере - из здравомыслящей части поклонников Толкина, не додумается ввести в Православный канон поклонение Валар, например (ибо сие будет совершенно несовместимо не только с Православием, но и с толкинизмом тоже)). С другой стороны, и Православие не поступится ни одним из своих догматов, и это правильно, ибо они охраняют Церковь и веру от наслоений и искажений, которые несет время.) Совместимость их принадлежит скорее области этики и нравственности. Трудно отрицать также и их схожий взляд на мир (Никакие новые научные открытия не способны поколебать веру Писания еще и потому, что наука отвечает на вопрос "как?", а Писание: "почему?" и "зачем?" И если смотреть на мир (некий мир) христианским взглядом, в сути его ничего не меняется от факта наличия/отсутствия в нем эльфов (орков, энтов, хоббитов и т.д.)) И еще - сходство толкинизма с Православием в некоторых основополагающих моментах очень четко проявляется в отношении их к сатанизму (и оккультизму). Оба этих явления признаются существующими, действующими в мире - и в корне противоположными как Православию, так и идеалам толкиновского мироустройства. Сатанизм (равно как и оккультизм) c идеями/идеалами Толкина никак не связан, и никоим образом не может быть из них выведен; более того, в рамках именно этой системы идей Враг назван Врагом, деяния его выявлены и однозначно осуждены; и, оставаясь в рамках толкиновского мировоззрения, обелить сатанизм - невозможно. Все вышеперечисленное, безусловно, касается и христианства. Но как раз здесь и напрашивается любопытная аналогия: как известно, в истории раннего христианства были гностики. Которые зачастую называли себя христианами. Что отнюдь не мешало им приносить жертвы языческим богам, - и превозноситься над Церковью, полагая себя обладающими высшими истинами, а Церковь - низшими. Некоторые из них, между прочим, поклонялись Змею (тому самому...) Вам это ничего не напоминает? (И еще общеизвестная истина: "тот самый Змей" вполне себе способен цитировать Писание, и с большой пользой для себя... Никакие ассоциации в голову не приходят? ) Вот и я тоже задумался...

Последние страницы обсуждаемой, уже изрядно поднадоевшей за это время, статьи... Утомили Вы меня, уважаемый Автор. Однообразием, отсутствием серьезных аргументов, "неспортивной злостью" как бы даже и без повода, - и желанием доказать любой ценой... И еще - постоянно остающийся без ответа вопрос: здесь он "сказал, не подумав"? Или "хотел - и сказал"? А может быть - "не хотел, но случайно проговорился"? Автор "защищает Православие"? Или "громит ненавистных толкинистов"? Или все-таки тирады "за" и "против" - только фразеология, а настоящая цель статьи - столкнуть, стравить Толкинизм с Православием, - к вящей пользе... кого? Кто выиграет, если этот "раскол" все-таки состоится? Кому нужно, чтобы стало меньше христиан, равно как и путей к Богу?

Зайдем с другого конца: посмотрим, что сам уважаемый Автор говорит о причинах написания этой статьи. С его личными религиозными убеждениями - не вполне понятно, впрочем, это его дело; равно как религиозные убеждения Екатерины Кинн - личное дело Екатерины Кинн. (А вот говорить о каких-то людях, что они "не имеют отношения к Православию" (не имея возможности заглянуть в глубины их души) - как минимум не очень корректно) По собственному признанию Автора, он защищает возможность выбора. Выбора между двумя мирами: один "сводится к двум моментам – заработал деньги и потратил деньги для своего удовольствия", второй - "жизнь в Церкви. Жизнь, посвященная не удовольствиям, но Богу". Увы, уже здесь не могу поверить, в том числе и в такое "разделение". Ибо сам ув. Автор чуть выше говорил (и тут я с ним полностью согласен), что "Традиционный православный жизненный уклад включал в себя далеко не только время пребывания в церкви. Православие обнимало все сферы человеческой жизни – труд и отдых, семью и общину... Повседневный труд наполнялся глубокой символикой. То же и отдых”. Так что "заработал - потратил" тоже может быть посвящено Богу; "досуг" не всегда значит "удовольствие", и становится непонятно, что есть в представлении Автора "жизнь в Церкви" (Неужели это - полностью закрыть глаза на все "внешнее"? Наша вера не слепа, и как известно, "разум дан человеку, чтобы он искал Бога, везде..”.) Жизнь, полностью посвященная Богу (если не полностью - то нет нужды в такой патетике), для "жизни в миру" все-таки - идеал, достижимый, но - идеал; к нему можно призывать, но его нельзя требовать (особенно - от современных молодых людей). И главное - нельзя на основании "принадлежности/непринадлежности" к идеалу - делить (и судить) мир, если только не хочешь, чтобы он от этого идеала - отвернулся... Вера человеческая - она как огонь, может расти - а может умаляться; и место, которое человек в своей душе, в своей жизни отводит Богу - оно тоже может и увеличиваться, и уменьшаться. Сказать человеку (особенно - молодому): "Ты либо живи сейчас полностью "в Боге", либо знай: твое место - в "обществе досуга и потребления"!", - значит оттолкнуть его от Бога. Помнится, Спаситель говорил о некоторых очень религиозных людях, что они "затворили Царствие Небесное человекам, и сами не входят, и другим препятствуют"; что-то это мне напоминает...

Если предположить более простой выбор: жизнь для себя - или жизнь для Бога, то мы все где-то между... Если только - применительно к какому-то определенному моменту... Но уж этот-то выбор человек делает сам. И никакой толкинизм не в состоянии повлиять на него. Если же уважаемого Автора беспокоит, что Церковь пытаются перекроить под стандарты "общества удовольствий", то, с одной стороны - не впервой; с другой - Церковь всегда была "вне мира" ("перекройщики" приходили и уходили - а она оставалась); и кроме того - на то в ней и есть каноны, чтобы определять, что можно "принять извне" (как например Рождественские елки и колокола ), а чего следует беречься (как некоторых возросших "внутри церковной ограды" течений). Так что поминаемая ув. Автором свобода есть, пока есть Церковь. Ее "врата ада не одолеют". А вот людей, простых людей, можно и сбить с пути. К Церкви. К Богу. Просто - к тому, чтобы стать лучше. (Так и хочется добавить "...и свалить это на толкинистов")

Так все-таки - "кому какое дело"? Может быть эти люди (каждый в отдельности или все вместе) считают, или хотя бы надеются, что они имеют отношение к Православию. А оно у нас - одно на всех (если только излишне строгий Автор не решил его приватизировать. Точнее - узурпировать. Властью, данной ему... а кем, собственно?). А кто (или что) с ним "совместимо" - легко может увидеть каждый. Достаточно просто открыть изложение христианского вероучения - и примерить на себя: принимаешь ли, или - способен ли принять. Так вот, мировоззрение, мироощущение Толкина такую проверку - выдерживает. А себя - каждый сам может проверить. В том числе и уважаемый Автор. По-моему, вполне понятно, что не наличие среди толкинистов "честных, умных порядочных", и даже - православных людей делает толкинизм совместимым с Православием (подобные факты могут только подтвердить эту совместимость), - а отсутствие содержательных противоречий между тем и другим. И Православие, как уже было замечено, ни под кого не будет "подстраиваться", зато всегда и для каждого оставляет возможность, с позволения сказать, "подстроиться под себя"; было бы желание... Уважаемый Автор, видимо, думает иначе, но у него есть возможность попробовать. Нужно только выбрать, что для него важнее: не являясь христианином, делать "недостойным", как бы это помягче сказать... не совсем скромные заявления от имени Церкви ("Живите себе своим глюками, но не лезте в наш дом. У вас свои нормы, у нас – свои. Мы считаем, что они несовместны”). Или - действительно войдя в ограду Церкви, "изнутри" приветствовать каждого, кого Божья благодать приводит в нее. (Напомню, - "чужой" может войти в храм - но не в Церковь...) Согласитесь, разница есть. Есть выбор, а значит - и свобода19.

Прошу не считать эти мои "наблюдения и замечания" выступлением "православных фундаменталистов", независимо от того, существуют они или нет. Тем более прошу не считать все это мнением официальной Церкви; как бы близко ни удалось мне к нему подойти, все же это - частное мнение человека, выбравшего своей верой именно Православие.(Хотя - кто еще кого выбрал?...) И захотевшего этим мнением поделиться с другими; в особенности с теми, кому а) небезразлично, и б) просто интересно. К сожалению, в рамках этой статьи невозможно было рассмотреть и развить целый ряд "сопредельных" тем (для изложения некоторых из них требуются совсем другие "форматы" и принципиально иной уровень текста, например - художественный). Но, буде вопросы все-таки возникнут - готов ответить в ближайшее столетие. (Почти шутка).

И пара слов напоследок. Начиная свои "записки", имел я намерение после всего разобраться с тем, что за личность есть Дарт Вальтамский, автор той самой статьи, на которую пришлось мне так развернуто отвечать; но сейчас, думаю, необходимость в этом отпала... И так уже достаточно сказано на эту тему. Если же кто-либо заинтересуется моей "личностью", - что ж, найти меня хотя и сложно, но не невозможно. При случае - буду рад.

Странник (10.11.2002г.)


14 NB!

15Мне, кстати, припоминается “Пещное действо”, “Артаксераксово действо” и иные представления на сюжеты Библии.

16 Вот здесь видно, что Рандир – не ролевик. Играть отрицательных персонажей нередко интересенее, чем положительных (характер ярче); кроме того, это позвроляет снять некоторые свои негативные эмоции. С другой стороны, я помню, как играя ссору Феанора с Финголфином, я говорила “брату” вне игры: я с тобой “по жизни” согласна, а Феанор сейчас пойдет тебе хамить. Мой “братец” тогда сильно удивлялся, как я могу играть то, с чем “по жизни” не согласна. Уверена, любой опытный ролевик это умеет.

17Браво! За отсутствием шляпы почтительно снимаю корону.

18 Хе-хе. Автор подписывается как “ролевик”. Вот уж унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла! Еще раз: он – ролевик, ролевая среда – источник сатанизма, слндовательно, кто наш Автор? То-то и оно. Рандир, а ты на сорока страницах терзаешься!

19 Реплика от нехристя поганого и иноверца (буддиста). Меня в христианство калачом не заманишь. Но рассуждения Рандира у меня вызывают искреннее уважение. Религиозное уважение. Уважение к личности, нашедшей Путь (в самом высоком смысле). Пусть для меня этот путь и неприемлем. А вот высказывания Дарта в защиту “христианства” от Толкиена… ох. Одно скажу: Рандир, спасибо, что труд отвечать этому… уважаемому Автору взял на себя ты.



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Миражи

Стихи

Листочки

"Эанарион"

"Сага о Звездном Сильмариле"

Жизнь в играх

Публицистика

Смех

Alwdis N.N. Rhuthien & Randir (с) 1994-2005
Миф.Ру, 2005-2010