Юрий Рерих. По тропам Срединной Азии



Содержание
I Кашмир – Ладак
II От Леха к Хотану. Великий путь Каракорума
III Хотан
IV Хотан – Кашгар
V Великий северный высокогорный путь в Урумчи
VI Урумчи и Джунгария
VII Монголия
VIII Организация экспедиции
IX Урга – Юм-бейзе Кюрен
X Через юго-западную Гоби
XI Джа-лама, воин-священник
XII Среди цайдамских монголов
XIII Через Цайдам
XIV Великое Тибетское нагорье
XV У врат Тибета. Арест в Чу-на-кхе. Караван в опасности
XVI Хорпа и их страна
XVII Наг-чу-ка
XVIII Район великих озер Нагчу дзонг–Сага дзонг
XIX От Сага дзонг в Сикким

В деревне Чанпа, расположенной в окрестностях Леха, доктор Франке обнаружил интересные фрески, иллюстрирующие один из важнейших эпизодов сказания о Гесэре. Стенопись находится в летней резиденции семьи каблон, или министров. На фресках изображена битва с Янгом, или Янгмагом (lJang-dmag), княжеством в восточном Тибете, против которого Гесэр вел войну. Фрески на сюжет Гесэриады за пределами Тибета крайне редки, так что с благодарностью вспоминаешь доктора Франке, который скопировал изображения Чанпы.

В столице Ладака – множество ступ, стен-мани31 (или мендонг) и высеченных из камня образов. На широкой равнине недалеко от Леха находится самая длинная в стране стена-мани, с большими ступами по краям. Она была построена при царе Делдан Намгьяле (1620-1640). Отличительной чертой ладакских ступ являются раскрашенные гипсовые фигуры у основания. Это могут быть крылатые кони, львы, павлины или лебеди. В Лехе и вдоль дорог, ведущих к городу, – множество высеченных на скалах образов. В деревне Чанпа мы обнаружили два важных каменных образа, представляющих собой Будду Шакьямуни и Будду Грядущего. Шакьямуни изображен стоящим, его руки – в знаке наставления (dharmacakra-mudra). Рядом с Буддой – Майтрейя и Падмапани32, по обе стороны главной фигуры. Второй образ – это Майтрейя, держащий четки и сосуд бумпа. Интересно отметить, что у всех ладакских изображений Майтрейи в правой руке – четки, вместо стебля лотоса, как у центральнотибетских бронзовых статуй. Кажется, изображение четок относится к более древней традиции. На пути к перевалу Кардонг находится каменный образ Майтрейи с четками в правой руке и вазой в левой.

Отдельная любопытная группа памятников – "мальтийские кресты" с надписями, обнаруженные в окрестностях Дрангце, в деревне на озере Пангконг. Выяснилось, что надписи, расположенные рядом с крестами, – согдийские. Они должны быть отнесены ко времени, когда эти кресты были высечены, и именно поэтому они находятся в таком отдаленном месте, как Дрангце на Пангконг-цо. Кажется возможным, что в Ладаке с восьмого по десятый века существовала странствующая община христиан-несториан; тогда было немало несторианских колоний вдоль торговых путей Туркестана и в других регионах Центральной Азии. Теперь уже не установить, были ли несториане, посетившие Ладак, купцами или пилигримами. В землях Ладака и Кашмира можно встретить любопытные предания христианского толка, которые в настоящее время популярны у мусульманского населения обеих стран. Это могут быть следы несторианского прошлого. По всей Центральной Азии христиане-несторианцы известны под именем arkagun-arghun, примечательно, что в Ладаке смешанная каста тех, у кого отец тюрок, а мать – ладакская, обозначается тем же самым словом, произносящимся как atghun33. Несториане были известны в монгольской империи под именем "тарса" или "аркагун". Происхождение слова "аркагун" установить трудно.

В Лехе исламские службы проходят в большой мечети на верхнем конце базара. Вероятно, мечет была возведена после марша наваба Фатех-хана.

Миссионерами были открыты несколько так называемых древних дардских могил в Теусерпо (Teu-gser-po), месте двумя милями выше британского объединенного комиссариата; там были обнаружены низкие стены, сложенные из необработанного камня, нечто вроде подземных покоев, керамика ручной работы с линейным орнаментом, мелкая бронзовая пластика, бусы и так далее. В некоторых сосудах были человеческие кости. Этот факт означает, кажется, что у людей, хоронивших в этих каменных могилах, было в обычае рассекать тело покойника и помещать кости и плоть в сосуд.

До сих пор невозможно определить, что за люди сооружали лехские могилы. Доктор Франке считал, что они были дардами34. Все исследованные черепа – отчетливо долихоцефальные, в то время как у современных тибетцев Ладака они брахицефальные. Тибетцы – это смешанная раса; мне за время пребывания среди кочевников Тибета удалось собрать которое количество фактов, свидетельствующих, что в древности часть населения Тибета была долихоцефальной. До сих жители тибетского пограничья имеют как долихоцефальные, так и брахицефальные признаки. Результаты моего исследования таковы: хорпы района Танг-ла – в основном долихоцефальные, у панагов, голоков, и ньяронва – часто встречаются долихоцефальные черепа, то же и в северном провинции Кхам, у чангпов озерного края – в основном брахицефальные признаки, некоторые относятся к смешанному типу, земледельцы равнины Брахмапутры и юго-восточного Тибета – в основном брахицефальные. Из вышесказанного ясно, что долихоцефальное население сохранилось вдоль тибетской границы, тогда как центр страны был завоеван брахицефальной расой в более раннее время. Я предполагаю, что могилы в Теусерпо остались от древних долихоцефальных племен Тибета. Интересно отметить, что в Лехе эти могилы в народе зовут "кладбищем кочевников", и именно среди кочевого населения мы обнаруживаем долихоцефальный тип, с правильными чертами лица и прямыми волосами. К сожалению, миссионеры были вынуждены прервать свои раскопки, так что огромное число могил до сих пор не исследовано. Большую научную ценность имело бы сравнение ладакских могил с аналогичными захоронениями озерного края к северу от Транс-Гималаев.

Знаменитый монастырь Хеми был многократно описан в книгах об этой стране, множество европейцев посещает религиозные танцы, которые проходят в монастыре в конце июня. Несмотря на сравнительно недавнее время основания, монастырь хранит несколько древних бронз. Фрески в храмах – современные, так что они представляют только иконографическую ценность.

Дорога, ведущая по долине Инда, исключительно живописна. Живая зелень полей резко контрастирует с хмурыми складками гор. Деревня Шел на правом берегу реки некогда была столицей ладакского княжества, она примечательна древними наскальными надписями и резными каменными образами. Желтошапошный монастырь Тикце (Khrig-rtse), возведенный на кругом утесе, интересен своим романтичным местоположением, но выглядит жалко. В нем живет толпа грязных и нахальных монахов, бесстыдно требующих бакшиш, здесь полностью отсутствует дисциплина и монастырская строгость, присущая монастырям Петуб и Ридзон. Воплощенный лама несколько лет назад должен был покинуть монастырь, поскольку монашеская жизнь не привлекает его. Новое воплощение до сих пор не обнаружено, и мировосприятие в целом утрачено. Нам удалось найти несколько старых бронз и живописных знамен. Некоторые храмовые двери интересны своей резьбой по дереву. Колоссальная фигура Будды Грядущего, освещаемая многочисленными лампадами, производит сильное впечатление, но груды мусора по углам храма и толстый слой пыли на предметах культа только усиливает первое ощущение жалкого состояния монастыря. Несомненно, там может быть обнаружено много интересных предметов, но жуткий беспорядок не даст исследователю тщательно осмотреть монастырские сооружения.

Стремительно надвигалась осень. Желтели листья в садах, часто налетал холодный ветер с гор. Всё это заставляло нас поторопиться с выходом. Несколько дней город был взбудоражен сообщениями о том, что на высокогорных перевалах начались снежные бури, и наш караван-баши торопил нас выйти до того, как первый снег закроет перевалы. Профессор Рерих завершил свою серию картин, посвященных Ладаку и его святилищам, так что мы могли заняться финальными приготовлениями к трудному пути вперед. У нас было мало людей, и казалось очень трудным нанять подходящих для трудного перехода в Хотан. Мы объявлили на базаре, какие люди нам нужны, и ежедневно толпы приходили на наш постоялый двор. Из этого пестрого смешения балти, ладакцев, кашмирцев, аргунов и тюрок госпожа Рерих отобрала нескольких многообещающих людей, которые оказались очень полезны в нашем переходе к Китайскому Туркестану. Двое из них имели честь служить доктору Свену Хедину во время его экспедиции 1907-1908 годов, а несколько других раньше нанимались караванщиками на Каракорумский путь. Все они хорошо знали дорогу и были вполне готовы встретиться с трудностями и опасностями горного путешествия. Большинство из них провело некоторое время в Яркенде или Хотане и бегло говорило на языке восточных тюрок. Мы наняли их до Хотана и пообещали оплатить их путь домой. Помимо платы, каждый из них получил теплую. меховую куртку, зимнюю меховую шапку и пару теплых башкаков-чаруков с войлочными носками. Две палатки были предназначены для ночевки этих членов экспедиции, но в течении всего путешествия большинство людей предпочитало спать на открытом воздухе или под пологом наших собственных палаток.

Сын ладакского главы каравана сопровождал нас как главный над слугами, он показал себя человеком умелым и преданным своему делу. Вообще ладакцы – великолепные караванщики, всегда бодрые, несмотря на трудности и бури, довольствующиеся малым, всегда готовые выполнять свою работу. Они проходят пешком огромные расстояния по суровой каменистой земле, на которой сбивают ноги животные, и никогда не жалуются на усталость. В испытаниях, позже обрушившихся на нас, мы часто вспоминали ладакских караванщиков и их самоотверженную службу.


Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8

31 Стен, на которых высечен текст мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Считается, что каждый слог этой магической формулы сокращает пребывание в шести формах страданий, а проход вдоль стены, где высечены эти слоги, равносилен прочтению мантры. – Прим. перев.
32 Падмапани (Держащий Лотос) – другое имя Авалокитешвары. Эта форма обычно двурукая и одноглавая, она известна по фрескам Аджанты. – Прим. перев.
33 Pelliot: Chretiens d`Asie Centrale et d`Extreme Orient. T`oung Pao., XV, 636.
34 Ibid., I, 68 ff.



Курсивом и цветом выделены части текста, по неизвестным причинам опущенные в русском издании 1982 года (цвет отображается не во всех браузерах). В некоторых случаях это этнографические названия, в других - целые абзацы и страницы. - Прим.перев.


Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

А.Л. Баркова (с) 1993-2013
Миф.Ру (с) 2005-2013


благодарим за помощь "Мифу"

Есть культурные учреждения, которые не нуждаются в представлении или рекламе. Государственный Академический Малый театр безусловно относится к их числу. Купить билеты в Малый театр - значит сделать практически безошибочный выбор. Императорский Московский театр существовал с 1806 года, а вот постоянное помещение актеры получили только через 20 лет. Малым театр назвали просто потому, что по сравнению со зданием Большого, располагавшегося по соседству и предназначавшегося для оперных и балетных спектаклей, драматическая труппа заняла здание поменьше. Однако очень скоро прозвища превратились в названия, известные не только завзятым театралам, но и всем более-менее образованным людям. На сцене Малого театра выступали Мочалов и Щепкин, Садовский и Ермолова, Царев и Гоголева. А основу репертуара до сих пор составляют пьесы русского драматурга Александра Николаевича Островского. Сейчас Малому театру по праву присвоен статус национального достояния. История легендарной труппы продолжается. Юрий Соломин, один из любимейших актеров нашей страны, много лет руководит этим прославленным коллективом.