Перебранка Локи Основное содержание этой песни заключается в том, что Локи беспощадно и не стесняясь в выражениях разоблачает семь богинь и семь богов, собравшихся на пир у морского великана Эгира. Из всех песен “Старшей Эдды” эта песнь представляет собой наибольшее приближение к драматическому произведению. От другой песни-перебранки — “Песни о Харбарде” — эта песнь отличается большей законченностью композиции и строгостью метрической и строфической формы. Песнь эту большинство исследователей относило к языческой эпохе. Как показал А.Я. Гуревич в своей книге "Эдда и сага", эта песнь отнюдь не является насмешкой над богами и свидетельством утраты веры в них.
Это своего рода "игра со священным". Важно отметить, что боги не отрицают возводимых на них обвинений, то есть признают, что Локи говорит правду. Как пишет А.Я. Гуревич, для мифологического сознания характерно нарушение богами человеческих табу: запретное для человека непременно присуще богу, это показатель его могущества.
…только что было рассказано — в “Песни о Хюмире”. |
Об Эгире и богахЭгир, который иначе назывался Гюмир, наварил асам пива, когда получил огромный котел, о чем только что было рассказано. На этот пир пришли Один и Фригг, его жена. Тор не пришел, потому что он был в то время на востоке. Сив была там, жена Тора, Браги и Идунн, жена его. Тюр был там, он был однорукий, Волк Фенрир откусил ему руку, когда Волка связывали. Там был Ньёрд и жена его Скади, Фрейр и Фрейя, Видар, сын Одина. Локи был там и слуги Фрейра — Бюггвир и Бейла. Много там было асов и альвов. У Эгира было двое слуг — Фимафенг и Эльдир. Светящееся золото освещало палату. Пиво само лилось в кубки. Все должны были соблюдать там мир. Гости с большой похвалой говорили, какие у Эгира хорошие слуги. Локи не стерпел этого и убил Фимафенга. Тогда асы стали потрясать щитами и кричать на Локи. Они прогнали его в лес, а сами сели пировать. |
Локи вернулся и встретил Эльдира. Локи обратился к нему: |
Фимафенг - "ловкий добытчик". |
Эльдир сказал: |
|
Локи сказал: |
|
Эльдир сказал: |
|
Локи сказал: |
|
После этого Локи вошел в палату. Но когда сидевшие внутри увидели, кто вошел, они все замолкли. Локи сказал: |
|
6 |
Лофт - Локи. |
7 |
|
Браги сказал: |
Браги - см. прим. к "Речам Гримнира". |
Локи сказал: |
…кровь мы смешали с тобою - заключили побратимство. Это один из двух вариантов родства между Локи и Одином (побратимство). Согласно версии, прочитывающейся в "Прорицании вёльвы" (строфа 51), они являются родными братьями. В любом случае, эта пара отражает "близнечный миф", где один из двух богов воплощает по преимуществу созидательное начало, второй - разрушительное. (Прим. А.Л.Б.) |
Один сказал: |
Отец Волка - Локи. Он породил волка Фенрира с одной великаншей. Поскольку Видар должен в Рагнарёк стать убийцей волка Фенрира, сына Локи, то требование Одина, чтобы именно Видар прислужил Локи, является явной попыткой примирения. (Прим. А.Л.Б.) |
Тогда Видар встал и налил кубок Локи, но тот, прежде чем выпить, обратился к асам: |
Видар - см. прим. к "Речам Гримнира". |
11 |
|
Браги сказал: |
|
Локи сказал: |
Локи хочет сказать, что у Браги не может быть коня и кольца, потому что сокровищами владеет только смелый. |
Браги сказал: |
|
Локи сказал: |
|
Идунн сказала: |
Идунн - богиня, обладающая омолаживающими яблоками. Буквально - "обновляющая" (?). …родных и приемных - Родные дети Одина - асы, приемные его дети - Локи и ваны (т. е. Ньёрд, Фрейр и Фрейя). |
Локи сказал: |
О том, в чем Локи обвиняет Идунн, ничего не говорится в других источниках. То же относится и к его обвинению Гевьон в строфе 20, Фрейи в строфе 32 и Скади в строфе 52. По человеческим меркам - самое страшное преступление; для богини - показатель ее надчеловечности. (Прим. А.Л.Б.) |
Идунн сказала: |
|
Гевьон сказала: |
|
Локи сказал: |
Гевьон - богиня, о которой известно из датского сказания, что она отпахала от Швеции остров Зеландию плугом, запряженным четырьмя ее сыновьями, превращенными в быков. |
Один сказал: |
|
Локи сказал: |
|
Один сказал: |
То, в чем Один обвиняет Локи, неизвестно из других источников. Обвинение в женовидности - одно из самых страшных оскорблений, но для бога это проявление его надчеловечности. |
Локи сказал: |
Колдовство являлось сугубо женским занятием, Один - единственный колдун в исландской мифологии. Его атрибутом как колдуна является синий плащ, что перешло в европейскую мифологию, где волшебника стали повсеместно изображать в синей мантии. (Прим. А.Л.Б.) |
Фригг сказала: |
Самсей - датский остров Самсё к северу от Фюна. Что Один делал там, неизвестно из других источников. Во всяком случае, обвинение в колдовстве было так же оскорбительно, как обвинение в "женовидности", так как колдовство считалось женским делом. |
Локи сказал: |
Видрир - Один. Вили и Ве - братья Одина, сыновья Бора и Бестлы. Снорри Стурлусон рассказывает, что однажды во время долгого отсутствия Одина Фригг была женой Вили и Ве. Это отголоски группового брака, то есть архаической формы семьи. (Прим. А.Л.Б.) |
Фригг сказала: |
|
Локи сказал: |
|
Фрейя сказала: |
|
Локи сказал: |
Поскольку Фрейя - богиня плодородия, то ее любвеобильность совершенно естественна; слова Локи не содержат фактического оскорбления - только указание на силу богини. (Прим. А.Л.Б.) |
Фрейя сказала: |
|
Локи сказал: |
|
Ньёрд сказал: |
Ньёрд - см. прим. к "Речам Вафтруднира". |
Локи сказал: |
По другим источникам, Ньёрд был заложником у асов (см. прим. к "Прорицанию вёльвы"), но не у великана Хюмира. |
Ньёрд сказал: |
…сына родил я - Фрейра. |
Локи сказал: |
…с сестрою родной… - О том, что Фрейр и Фрейя родились у Ньёрда от его брака с родной сестрой, рассказывают и другие источники, и это, вероятно, объясняется тем, что культ ванов - древних богов плодородия - восходит к эпохе матриархата. Поскольку ваны связаны с плодородием и изобилием, то для них инцест - форма проявления силы. (Прим. А.Л.Б.) |
Тюр сказал: |
Тюр - см. прим. к "Песни о Хюмире". |
Локи сказал: |
Было бы странно, если бог войны умел мирить противников, - так что в словах Локи опять нет оскорбления, лишь указание на природу силы Тюра. (Прим. А.Л.Б.) |
Тюр сказал: |
…что Фенрир отгрыз… - Тюр положил свою руку в пасть волку Фенриру в залог того, что боги не обманут и отпустят Фенрира, но они его не отпустили, и он откусил руку Тюру. Таким образом, Тюр заплатил своей рукой за обман, необходимый для обуздания злых сил. Миф этот имеет ряд параллелей и, возможно, восходит к эпохе индоевропейской общности. |
Локи сказал: |
От меня родила жена твоя сына… - О жене Тюра ничего не известно. |
Фрейр сказал: |
|
Локи сказал: |
…меч свой… - Меч Фрейра упоминается в "Поездке Скирнира" (строфа 8-9), но там ничего не говорится о том, что Герд, дочь Гюмира, получила этот меч. |
Бюггвир сказал: |
Бюггвир и Бейла. - Предполагают, что первый был покровителем посевов, а вторая - покровительница скотоводства. |
Локи сказал: |
За жерновом - на рабьей работе. |
Бюггвир сказал: |
|
Локи сказал: |
|
Хеймдалль сказал: |
|
Локи сказал: |
Хеймдалль - см. прим. к "Прорицанию вёльвы". Как и в предыдущих случаях, идет прямое указание на силу бога, насмешка здесь - лишь в упоминании "мокрой спины". (Прим. А.Л.Б.) |
Скади сказала: |
Скади - см. прим. к "Речам Гримнира". |
Локи сказал: |
Тьяци - отец Скади. См. прим. к "Песни о Харбарде". |
Скади сказала: |
|
Локи сказал: |
|
Тогда вышла вперед Сив, налила Локи в хрустальный кубок меду и сказала: |
|
Он взял рог и выпил. |
…когда б ты и впрямь была неприступной… - Намек на то, что Сив изменила Тору, есть также в "Песни о Харбарде", строфа 48. |
Бейла сказала: |
Хлорриди - Top. |
Локи сказал: |
|
Тут вошел Тор и сказал: |
Скала плеч - голова. |
Локи сказал: |
Сын Ёрд - Тор. Ёрд - великанша, возлюбленная Одина. Буквально - "земля". |
Тор сказал: |
![]() |
Локи сказал: |
…ты в рукавице… - см. прим. к "Песни о Харбарде". |
Тор сказал: |
Гибель Хрунгнира - молот Тора. Хрунгнир - имя великана, которого убил Тор. |
Локи сказал: |
Скрюмира были крепки ремни… - см. прим. к "Песни о Харбарде". |
Тор сказал: |
|
Локи сказал: |
|
65 |
|
благодарим за помощь "Мифу"
39нотариальный перевод апостиль курсы немецкого49