МАЙТРЕЙЯ Майтрейя – единственный бодхисаттва, которого признают все без исключения направления буддизма. Будда Грядущего рассматривается и как бодхисаттва (в сутрах), и как будда (в тантрах), чему соответствуют два его иконографических типа. (Следует напомнить, что слово “бодхисаттва” по-разному понимается в хинаяне и махаяне. В хинаяне так называют сущность, которая в дальнейшем станет буддой; соответственно это слово применимо к рассказам о предыдущих перевоплощениях Шакьямуни, а также к Майтрейе. В махаяне бодхисаттва – тот, кто дал обет служения человечеству, о чем подробно пишет Ю.Н.Рерих. Применительно к Майтрейе используются оба значения слова “бодхисаттва”.) Заметим, что Майтрейя – единственный в тибетском пантеоне, кто изображается равноправно и как будда и как бодхисаттва. Согласно легендам, в одном из прошлых перевоплощений он встретил Шакьямуни, который стал его учителем. Позднее, когда он медитировал на образе Учителя, ученики Майтрейи увидели ступу Просветления на его макушке. Поэтому Майтрейя изображается со ступой на голове. Майтрейя продолжал заботиться о людях в течение многих жизней, помогая им везде, и наконец достиг десятой, высшей ступени пути бодхисаттвы. Будда Ратнагарбха принял у него обет бодхисаттвы и предсказал, что он станет буддой. Будда Шакьямуни пророчил, что Майтрейя станет следующим Просветленным после него. Майтрейя родится на земле, когда люди будут жить более восьмидесяти тысяч лет. Он родится в семье брахмана, проведет в миру двадцать тысяч лет, а затем достигнет Просветления под деревом нага в окружении 4080 учеников. Говорится, что это дерево вырастет на высоту тысячи миль и раскинется вширь на двенадцать миль и все будет покрыто прекрасными листьями и плодами. (Цветы дерева нага часто входят в иконографию Майтрейи.) В настоящее время бодхисаттва пребывает на небе Тушита, где его спутниками являются бодхисаттвы Манджушригарбха и Акашавимала, которые в земной жизни были Цзонхавой и Атишей. Столь тесная связь Бодхисаттвы с этими учителями объясняется тем, что сначала в Атише, а потом в Цзонхаве сливаются два духовных потока, идущие от Будды Шакьямуни – “широкая действенная традиция”, воплощенная в Майтрейе, и “глубокая созерцательная традиция”, воплощенная в Манджушри. Тибетцы верят, что если художник создает скульптурные или живописные изображения Майтрейи и читает его мантру, то он переродится на небе Тушита. Самый ранний храм Майтрейи в Тибете был построен Сронгценом Гампо в VII веке, в этом храме находилась каменная статуя Будды Грядущего, варварски поврежденная в 1966 году. В XI веке был сооружен храм Ронгбьямчен, где находилась огромная бронзовая статуя Майтрейи. В 1915 году IV Панчен-лама возвел храм Майтрейи в Таши-Лунпо, в котором и по сей день стоит большая позолоченная статуя Бодхисаттвы. Прежде чем переходить к описанию картин нашей коллекции, мы позволим себе дать абрис иконографии Бодхисаттвы в ее основных формах. “Красота Майтрейи не поддается описанию, его чудный голос нежен и чист”, – говорится о нем. Его основная поза рук – дхармачакра-правартана мудра. Его основные атрибуты – Колесо Закона, ступа и сосуд в виде чайника с носиком (кундика), символизирующий его будущее рождение в семье брахмана. Обычно атрибуты располагаются на лотосах и цветах нага по бокам Бодхисаттвы. Наиболее популярная поза Майтрейи – бхадрасана (“поза благой воли”) со спущенными с трона ногами; реже он изображается сидящим в падмасане (“позе лотоса”) или стоящим. Единичны изображения Майтрейи в лалитасане – с приспущенной правой ногой. Сочетание этих иконографических признаков мало связано с тем, как изображен Майтрейя – как будда или как бодхисаттва. Так, в своей статье, посвященной иконографии Майтрейи, проф. С.Ф.Ольденбург приводит следующие варианты (ил. 15): Майтрейя как будда в бхадрасане или падмасане с лотосами и без них; Майтрейя как бодхисаттва в бхадрасане с атрибутами на лотосах; Майтрейя как бодхисаттва в падмасане, правая рука в позе проповеди (дхармадешана-мудра – большой и указательный пальцы соединены), левая – в позе созерцания (дхьяни-мудра), держит чашу; у плеч – лотосы с атрибутами; Майтрейя как бодхисаттва, стоящий, правая рука в дхармадешана-мудре, левая – опущена, держит лотосы с атрибутами; Майтрейя в тантрической форме – трехликий, четырехрукий, лалитасана; две руки в дхармачакра-правартана-мудре, правая нижняя в варада-мудре (щедрости), левой держит лотос; а также редкие формы. На картине №19 видим Майтрейю на небе Тушита (ил. 16–20). В пространстве свитка парит золотой круг, окантованный по краям радугой. Радуга – это символ пути в небесные миры, входа или моста в райские земли. Радугой иногда окружается сияние будд или бодхисаттв, однако в иконографии Майтрейи радуга – непременный признак, позволяющий идентифицировать Бодхисаттву при отсутствии других. В верхней части круга Майтрейя в форме бодхисаттвы сидит на лотосовом троне перед золотым дворцом (ил. 17). Тело Майтрейи золотого цвета, что символизирует Просветленную сущность; он сидит в падмасане, руки в мудрах дхармадешана и дхьяни, на ладони левой руки он держит сосуд кундику. Подле трона – бодхисаттвы Манджушригарбха и Акашавимала, а также еще шесть божеств. В малых дворцах по бокам находятся Будда Шакьямуни и бодхисаттва Манджушри. Дворец Майтрейи окружают синие и зеленые деревья, листва которых обильно прописана золотом, и облака. Справа в облаках мы видим двух молящихся монахов. Нижнюю половину круга занимает сад. Дворец от сада отделяют воды; слева в них обнаженный желтотелый Майтрейя поливает из сосуда кундика людей, дабы смыть с них грехи и омрачения (ил. 18). В центре восседает златотелый Майтрейя (бхадрасана, дхармачакра-правартана-мудра); на его лотосах стоят Колесо Закона и кундика. Трон Майтрейи поддерживают львы, над троном – белый зонт, позади трона – дворец. Обращает на себя внимание, что паридхана Майтрейи бело-радужная (см. выше о радуге как атрибуте Майтрейи). Перед троном Майтрейи находится пруд, где из лотосов рождаются праведники (об этом пруде см. в главе “Абсолютные Будды”). Окружение Майтрейи – восемь бодхисаттв и множество учеников и монахов. В центре нижней части золотого круга – в облаках Цзонхава с учениками. Справа летит объятый пламенем шестирукий Махакала, рядом с которым левитирует благочестивый аскет (ил. 19). Слева три апсары (небесные танцовщицы). За пределами круга вверху апсары и аскеты (ил.20). Обращает на себя внимание апсара, льющая из сосуда цветочный дождь. Внизу слева во дворце благочестивый царь Шанкха, справа во дворце божество с раковиной; в центре столик для подношений, на котором лежат дважды по Три Драгоценности, горит лампада; рядом монах с золотым ларцом. Картина отпечатана с доски, вероятно, тибетской работы. Живопись кисти бурятского художника, исключительно яркая и красочная, конца XIX – начала XX в. Картина №20 представляет собою воссозданное знамя Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (ил. 21–24). Иконография картины идентична №13 из списка Ю.Н.Рериха, и, прежде чем анализировать ее, мы коснемся истории знамени экспедиции как такового*7. Общеизвестна фотография Н.К.Рериха со знаменем в руке, которое обычно называют тханкой Шамбалы. Что на ней изображено – понять довольно трудно, однако смутно угадывается фигура будды на троне. Относительно иконографии Шамбалы и ее владыки Ригдена Джапо см. заключительную главу; сейчас следует лишь отметить, что эти образы никак не связаны с типом будды. Исследователи творчества семьи Рерихов обычно обходят стороной вопрос, чей образ служил знаменем экспедиции. Вот, например, что пишется в издании нью-йоркского Музея имени Рериха: “Рерих впервые увидел тханку Шамбалы в Дарджилинге. На ней был изображен владыка Шамбалы Ригден Джапо в центре, а внизу под ним – яростная битва, в которой разбивают его врагов. Фотографии, сделанные в Центрально-Азиатской экспедиции, показывают, что ее сопровождал не только американский флаг, но и тханка Шамбалы”. Бесспорные факты изложены так, что из них следует ошибочный вывод: на знамени был Ригден. Однако сличение фотографии знамени с картиной №13 из списка Ю.Н.Рериха позволяет утверждать, что перед нами один и тот же сюжет, отличающийся по пропорциям рисунка. Но Ю.Н.Рерих нигде не связывает этот образ с Шамбалой. Отчего же тогда знамя экспедиции именуется “тханкой Шамбалы”? Это объясняется тем, что в начале ХХ века, когда вся Центральная Азия была охвачена мессианскими устремлениями, образ Ригдена, воинственного царя Шамбалы, и Майтрейи, Будды Грядущего, слились в единый. Многочисленные подтверждения тому мы находим в работах Н.К.Рериха и дневниках участников экспедиции. Вот два примера. К.Н.Рябинин, врач экспедиции, записывает такое пророчество: “Близится время! Согласно этим ожиданиям Новой Эры, Владыка Шамбалы, Майтрейя, установит на земле господство справедливости”, рассказывая далее о победоносных войнах, которые будет вести армия Владыки. Н.К.Рерих в “Шамбале Сияющей”, написанной в форме диалога автора с ламой, вкладывает в уста ламы слова о владыке Шамбалы Ригден Джапо, его могуществе и возможностях, на что герой задает вопрос: “Лама, мне кажется, что ты говоришь о Майтрейе, не правда ли?”, а лама отвечает: “Если Ригден Джапо и Благословенный Майтрейя для тебя одно и то же лицо – пусть будет так. Я этого не говорил”. Это объединение представлений о Шамбале и Майтрейе привело к тому, что картину с изображением Будды Грядущего стали называть тханкой Шамбалы. Проблема идентификации Майтрейи здесь крайне сложна, поскольку он лишен всех своих атрибутов: ступы, сосуда кундики, Колеса Закона (ил. 23). Спинка его трона, состоящая из мифологических персонажей, часто встречается на изображениях Шакьямуни, реже – высоких лам, относительно других божеств нам известны лишь единичные случаи. Что же позволяет нам (вслед за Ю.Н.Рерихом) утверждать, что перед нами не Шакьямуни, а Майтрейя? Первый признак – радужная дуга внешнего круга сияния, роль которой в иконографии Майтрейи мы отмечали выше. Второй, и главный, признак – пруд с праведниками перед его троном (ил. 24). Как мы уже упоминали, этот пруд является главным признаком запредельных миров и потому никак не может быть связан с Шакьямуни, проповедь которого была в земном мире. Однако любопытно, что пейзаж на этой картине не похож на обычное изображение “чистых земель”, соответствуя скорее условному земному. Возможно, так художники передавали ландшафт Шамбалы – страны, где земной и высший миры встречаются. Другой значимой деталью пейзажа является двойная радуга над водопадом (внизу справа). Эта радуга является единственной авторской вольностью, допущенной воссоздавшей картину художницей, и связана со знамением, бывшим ей в процессе работы: когда художница, духовно готовясь к написанию тханки, медитировала, то над городом раскинулась двойная радуга, хотя ей не предшествовало дождя. Анализируя пейзаж, следует указать на пару оленей на левой горе. Согласно буддийским легендам, олень и лань были первыми свидетелями Просветления Будды Шакьямуни или его первой проповеди в Оленьем парке около Бенареса. Изображение этих оленей возле трона Майтрейи означает, что его первая проповедь произойдет там же. Завершая рассмотрение пейзажа, следует обратить внимание на трех павлинов на ограде пруда. Павлин в Индии с древнейших времен считался птицей бессмертия, так как на него не действует змеиный яд. Трон Майтрейи поддерживают четыре льва, символизирующие бесстрашие на пути Просветления. На львином троне (симхасане) покоится лотосовый трон, на нем – лунный диск, на котором и восседает Будда Грядущего. Спинка трона представляет собою символическое изображение парамит – степеней духовного совершенства. Количество парамит колеблется в различных источниках, их символическое отражение также изменчиво. Основной список парамит таков: дана – щедрость в подаянии милостыни монахам; шила – стойкость в борьбе с искушениями, соблюдение правил добродетельного поведения; кшанти – терпимость к страданиям, несчастьям; вирья – мужество, духовная активность, старание и энергия в соединении с твердой решимостью следовать по пути добродетели; дхьяна – йогическое созерцание и практика медитации; праджня – наивысшая мудрость, заключенная в интуитивном познании сущности бытия; постижение этой мудрости возможно лишь после правильного исполнения всех предыдущих парамит. Символическое воплощение парамит на спинке трона будд описывается так: орел Гаруда – щедрость, нагини – стойкость, чудовище макара – терпимость, мальчик на однорогом олене – мужество, слон – медитация, лев – праджня. Однако лев всегда изображается между слоном и однорогим оленем. На нашей картине его вообще нет (кстати, это не единственное изображение Майтрейи, где лев отсутствует). Вариативность изображаемых персонажей вообще крайне велика: чудовище макара (имеющее львиную голову и лапы, слоновый хобот, усы дракона, рога барана, хвост рыбы) может быть заменено на гуся; мальчик и однорогий олень могут быть изображены раздельно или мальчик вообще отсутствует и т.п. Таким образом, мы пока не обладаем возможностью однозначно описать символику спинки трона. Еще одна деталь (чисто изобразительного ряда): обычно эти персонажи составляют именно спинку трона, а не парят в облаках, как на нашей картине. На традиционных изображениях часть спинки позади будды завешена тканью, перекинутой через перекладину. И хотя на этой картине и на картине №13 из списка Ю.Н. Рериха спинки как таковой нет, но изображение перекладины осталось. К образу Гаруды и девушек нагинь (ил. 22) мы обратимся в главе, посвященной духам и малым божествам. В самом низу картины изображены семь символов чакравартина – царя-миродержца: Колесо Закона, чинтамани, белый слон – символ верховной власти, конь – символ неутомимости солнца, супруга, обмахивающая царя во время сна веером, министр царской казны и военачальник. Эти семь символов являются атрибутом будды, поскольку считается, что духовная мощь Просветленного превышает власть царя-миродержца. Картина написана московской художницей Альвдис Н. Н. Рутиэн в 1997 году по просьбе сотрудников Международного Центра Рерихов и подарена ею Музею. Мы завершим рассказ о воссозданном знамени цитатой из дневника Н.К.Рериха “Алтай – Гималаи”, где он повествует о создании картины, прошедшей с ними экспедицию. “Кто этот человек с длинной черной косою, с бирюзовой серьгой в ухе, в белом кафтане? Местный иконописец – лама Пема Дондуб. Мы спросили: “Можешь ли написать нам Благословенного Майтрейю совершенно так, как в Таши-Лунпо?”*8. Взялся, и вот сидит на коврике, в уголке белой галереи, и различно-цветно пишет полный символами Лик. Приготовляет ткань для писания, покрывает ее левкасом (мел на клею) и выглаживает раковиной. Совершенно как русские иконописцы. Так же растирает краски, так же греет их на жаровне, так же втыкает запасную кисть в черные густые волосы. И жена его, из Тибета, помогает ему готовить краски. И так в уголке белой галереи расцвечивается замысловатый образ. Все символы укрепляют Благословенного. И страшный, птицеподобный Гаруда, и мудрые Наги, и Ганеша – слон счастья, и Чинтамани – Конь, несущий на спине чудесный камень – сокровище Мира. Целый священный хоровод избранных образов. А на лик и благие руки кладется чистое золото. И так же, как наши иконописцы, поет лама-иконописатель стихиры во время работы. Стихиры усилились – значит, приступил у самому Лику*9. И еще диво, возможное только в этой стране. В глубоких сумерках, когда наливающийся месяц уже вступает в права, по дому разносятся серебряные звуки самодельной флейты. В темноте художник лама на коврике переливчато играет перед Ликом Майтрейи – Мессии – Мунтазара*10. Струны земли!”.
|
Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика
Предисловие
Будды
Дхьяни-будды
Идамы
Бодхисаттвы
Майтрейя
Авалокитешвара
Манджушри
Женские божества
Падмасамбхава
Гьялба Цзонкапа
Библиография
А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР
Предисловие | Будды | Абсолютные будды | Идамы | Бодхисаттвы |
Майтрейя | Авалокитешвара | Манджушри | Женские божества | Цзонхава |
Дхармапалы | Младшие божества | Шамбала | Библиография | Словарь |