Мифология. Авторская программа




Лекция 7. Историческая трансформация древнегреческой героики

Геракл как архаический герой: сочетание силы с безумием, яростью и т. п.; архаичность оружия. Отсутствие доспехов как знак неуязвимости; львиная шкура как наследие представления о герое получеловеке-полуживотном. Шкура и ядовитые стрелы как знак львино-змеиной иномирной “половины” Геракла, то же — детские подвиги (удушение змей, Киферонский лев).

Архаические мифы и подвиги Геракла. “Немейский лев” как первый подвиг: структура боя соответствует “архаическому поединку”, являющемуся в архаике первым боем героя; два выхода из пещеры льва — след представлений о льве как двуглавом владыке преисподней, тождественном своим владениям. “Лернейская гидра” как второй подвиг: менее четко выраженная структура “архаического поединка”, гибель бессмертной головы через камень (общеэпический мотив); “доделывание” оружия (ядовитые стрелы). Два первых подвига — победа змее-львиного героя над своими иномирными сородичами.

Порядок остальных подвигов (за исключением последних четырех) произволен. “Керинейская лань” - трансформация мифа о приведении к людям богини света (золотые рога как лучи). “Эриманфский кабан”: связь архаической ярости и пьянства в эпизоде боя с кентаврами; враждебность архаического героя к своим (Хирон и Фол гибнут от стрел Геракла). Кабан как ипостась стража иного мира, зооморфная ипостась Бога Земли; эпический мотив приведения стража смерти в мир людей (см. ниже; ср. также былину “Илья и Соловей”). “Скотный двор Авгия” — отражение мифа об освобождении коров из пещеры (см. выше о Гермесе), где силой, рушащей пещеру, является река; символика света у быков. “Стимфалийские птицы” — общемифологический образ железноперой гром-птицы, гибель гром-птиц от грохота трещоток (мотив смерти через себя). “Критский бык” — бык как страж нижнего мира, общеэпический мотив опасности для мира людей приведения такого стража; враждебность архаического героя к миру людей — он позволяет быку истреблять все живое. То же — “Кони Диомеда”. Девятый подвиг “Пояс Ипполиты” (“9” как женское число) — отголосок мотива брака с хозяйкой иного мира (пояс как символ женственности), сочетание в образе Ипполиты черт благожелательной и враждебной иномирной владычицы.

Последние три подвига — странствия в иной мир с нарастанием удаленности. “Коровы Гериона” — опять миф о добывании света и дождевых туч для мира людей; Геракл, пытающийся поразить стрелой бога Гелиоса, — преемник образа культурного героя, отстреливающего “лишние” солнца во время творения мира; финальное принесение коров-туч в жертву Гере, чьими ипостасями были корова и туча. “Яблоки Гесперид” — странствие одновременно к мировой оси и к мировой ограде: братья-титаны Атлант и Прометей как антропоморфное воплощение мировой оси, их человеческо-каменная природа (Прометей прикован к горе) — однако “ось” раздвоена, и братья находятся на краях мира (тождество оси и ограды); идя к одному, Геракл неизбежно приходит к другому. Яблоки Гесперид — общемифологический образ яблок жизни, а также поэзии и музыки. Я.Голосовкер об одиннадцатом подвиге Геракла. “Кербер”: катабасис (нисхождение в царство мертвых) как высшая ступень героизации. Образ двух- (или четырех-) голового Кербера как двуглавого владыки царства мертвых, которое находится у него во чреве. Превращение владыки мира смерти в стража (ср. русск. Яга).

Отрицательные поступки Геракла и их трактовка в религиозно-этических учениях Древней Греции (киники и др.). И.Тренчени-Вальдапфель о Геракле.

Сказания о троянской войне и “Илиада”. Отголоски брака смертного с богиней в сцене суда Париса (избрав прекраснейшую из богинь, получает в жены прекраснейшую из женщин). Миф об Афродите и Анхизе.

Древнейшее ядро троянского эпоса — похищение иномирным чудовищем богини плодородия. Переправа через море как преодоление вод Смерти. Троянский конь — трансформация переправы во чреве животного. Черты хозяина иного мира у Приама: старость и невоенность, гиперболизованная многодетность как устойчивый признак Змея.

“Илиада” — эпос о гневе Ахилла. Черты иномирного героя у Ахилла: иномирное происхождение, безумная ярость, исполинская мощь, враждебность к своим. Патрокл как заместительная жертва или “ложный герой”. Эволюция образа Гектора: от самого могучего и ужасного из чудовищ (ср. инд. Кумбхакарну) до благородного и человечного защитника родины.

“Одиссея” и шаманский миф. Инициатический характер странствий Одиссея. Брак с хозяйкой иного мира (Калипсо, Кирка). Особенности образов обитателей иного мира. Нисхождение в Аид, его значение и место в сюжете. Архаические мифы в связи с образом феакийцев. Возвращение Одиссея домой в сопоставлении с мотивами волшебной сказки.

П.А.Гринцер об общеэпических мотивах в “Илиаде” и “Одиссее”.

 

Литература

* Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1987.

Голосовкер Я. Сказания о титанах. М., 1994.

Баркова А. Л. Структура архаического поединка...

Гринцер П. А. Древнеиндийский эпос. М., 1974. С. 246-263.

Тренчени-Вальдапфель И. Мифология. М., 1959.

Шталь И. В. Эволюция эпического изображения: (Четыре поколения героев “Одиссеи” Гомера). // Типология народного эпоса. М., 1975.

 

Семинар
Анализ “Теогонии” Гесиода. Историческая трансформация образов “Одиссеи”.




Лекция 1.
Мифологическое мышление

Лекция 2.
Шаманский миф и его герой

Лекция 3.
Эпос и мифология

Лекция 4.
Египетская мифология

Лекция 5.
Египетская мифология (окончание)

Лекция 6.
Боги древней Греции

Лекция 7.
Историческая трансформация древнегреческой героики

Лекция 8.
Римская мифология и религия

Лекция 9.
Скандинавские боги.
Творение мира

Лекция 10.
Скандинавские боги.
Гибель мира

Лекция 11.
Скандинавский эпос

Лекция 12.
Древнейшие верования славян

Лекция 13.
Боги древних славян

Лекция 14.
Былины: стадиальная типология образов

Лекция 15.
Протоиндийская цивилизация Хараппы

Лекция 16.
Ведическая мифология и религия

Лекция 17.
Индуизм

Лекция 18.
Индийский эпос



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


А.Л. Баркова (c) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012