Мифология. Авторская программа |
Лекция 7. Историческая трансформация древнегреческой героики Геракл как архаический герой: сочетание силы с безумием, яростью и т. п.; архаичность оружия. Отсутствие доспехов как знак неуязвимости; львиная шкура как наследие представления о герое получеловеке-полуживотном. Шкура и ядовитые стрелы как знак львино-змеиной иномирной “половины” Геракла, то же — детские подвиги (удушение змей, Киферонский лев). Архаические мифы и подвиги Геракла. “Немейский лев” как первый подвиг: структура боя соответствует “архаическому поединку”, являющемуся в архаике первым боем героя; два выхода из пещеры льва — след представлений о льве как двуглавом владыке преисподней, тождественном своим владениям. “Лернейская гидра” как второй подвиг: менее четко выраженная структура “архаического поединка”, гибель бессмертной головы через камень (общеэпический мотив); “доделывание” оружия (ядовитые стрелы). Два первых подвига — победа змее-львиного героя над своими иномирными сородичами. Порядок остальных подвигов (за исключением последних четырех) произволен. “Керинейская лань” - трансформация мифа о приведении к людям богини света (золотые рога как лучи). “Эриманфский кабан”: связь архаической ярости и пьянства в эпизоде боя с кентаврами; враждебность архаического героя к своим (Хирон и Фол гибнут от стрел Геракла). Кабан как ипостась стража иного мира, зооморфная ипостась Бога Земли; эпический мотив приведения стража смерти в мир людей (см. ниже; ср. также былину “Илья и Соловей”). “Скотный двор Авгия” — отражение мифа об освобождении коров из пещеры (см. выше о Гермесе), где силой, рушащей пещеру, является река; символика света у быков. “Стимфалийские птицы” — общемифологический образ железноперой гром-птицы, гибель гром-птиц от грохота трещоток (мотив смерти через себя). “Критский бык” — бык как страж нижнего мира, общеэпический мотив опасности для мира людей приведения такого стража; враждебность архаического героя к миру людей — он позволяет быку истреблять все живое. То же — “Кони Диомеда”. Девятый подвиг “Пояс Ипполиты” (“9” как женское число) — отголосок мотива брака с хозяйкой иного мира (пояс как символ женственности), сочетание в образе Ипполиты черт благожелательной и враждебной иномирной владычицы. Последние три подвига — странствия в иной мир с нарастанием удаленности. “Коровы Гериона” — опять миф о добывании света и дождевых туч для мира людей; Геракл, пытающийся поразить стрелой бога Гелиоса, — преемник образа культурного героя, отстреливающего “лишние” солнца во время творения мира; финальное принесение коров-туч в жертву Гере, чьими ипостасями были корова и туча. “Яблоки Гесперид” — странствие одновременно к мировой оси и к мировой ограде: братья-титаны Атлант и Прометей как антропоморфное воплощение мировой оси, их человеческо-каменная природа (Прометей прикован к горе) — однако “ось” раздвоена, и братья находятся на краях мира (тождество оси и ограды); идя к одному, Геракл неизбежно приходит к другому. Яблоки Гесперид — общемифологический образ яблок жизни, а также поэзии и музыки. Я.Голосовкер об одиннадцатом подвиге Геракла. “Кербер”: катабасис (нисхождение в царство мертвых) как высшая ступень героизации. Образ двух- (или четырех-) голового Кербера как двуглавого владыки царства мертвых, которое находится у него во чреве. Превращение владыки мира смерти в стража (ср. русск. Яга). Отрицательные поступки Геракла и их трактовка в религиозно-этических учениях Древней Греции (киники и др.). И.Тренчени-Вальдапфель о Геракле. Сказания о троянской войне и “Илиада”. Отголоски брака смертного с богиней в сцене суда Париса (избрав прекраснейшую из богинь, получает в жены прекраснейшую из женщин). Миф об Афродите и Анхизе. Древнейшее ядро троянского эпоса — похищение иномирным чудовищем богини плодородия. Переправа через море как преодоление вод Смерти. Троянский конь — трансформация переправы во чреве животного. Черты хозяина иного мира у Приама: старость и невоенность, гиперболизованная многодетность как устойчивый признак Змея. “Илиада” — эпос о гневе Ахилла. Черты иномирного героя у Ахилла: иномирное происхождение, безумная ярость, исполинская мощь, враждебность к своим. Патрокл как заместительная жертва или “ложный герой”. Эволюция образа Гектора: от самого могучего и ужасного из чудовищ (ср. инд. Кумбхакарну) до благородного и человечного защитника родины. “Одиссея” и шаманский миф. Инициатический характер странствий Одиссея. Брак с хозяйкой иного мира (Калипсо, Кирка). Особенности образов обитателей иного мира. Нисхождение в Аид, его значение и место в сюжете. Архаические мифы в связи с образом феакийцев. Возвращение Одиссея домой в сопоставлении с мотивами волшебной сказки. П.А.Гринцер об общеэпических мотивах в “Илиаде” и “Одиссее”.
Литература * Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1987. Голосовкер Я. Сказания о титанах. М., 1994. Баркова А. Л. Структура архаического поединка... Гринцер П. А. Древнеиндийский эпос. М., 1974. С. 246-263. Тренчени-Вальдапфель И. Мифология. М., 1959. Шталь И. В. Эволюция эпического изображения: (Четыре поколения героев “Одиссеи” Гомера). // Типология народного эпоса. М., 1975.
Семинар |
Лекция 1. |
Лекция 2. |
Лекция 3. |
Лекция 4. |
Лекция 5. |
Лекция 6. |
Лекция 7. |
Лекция 8. |
Лекция 9. Творение мира |
Лекция 10. Гибель мира |
Лекция 11. |
Лекция 12. |
Лекция 13. |
Лекция 14. |
Лекция 15. |
Лекция 16. |
Лекция 17. |
Лекция 18. |