Мифология. Авторская программа |
Лекция 11. Скандинавский эпос “Песнь о Вёлунде”: представление о кузнеце как маге. Одиночество Вёлунда и его брак с валькирией как черта первопредка. Вёлунд и индоевропейский миф о хромом кузнеце (см. лекцию 6). Вёлунд как владыка альвов (иномирных мастеров). Цикл Хельги. Миф о вечной любви воина и валькирии, перевоплощающихся вновь и вновь. Мотив смерти от любви (уход в курган заживо). Соединение цикла Хельги с циклом Сигурда. Цикл Сигурда. Сигурд как архаизированный герой: его сиротство, воспитание альвом, получение неуязвимости, знание языка животных, магические способности и т. д. — черты первопредка, возможно, возникшие в результате “вторичной архаизации” континентального эпического героя. Общеэпический мотив враждебности учителя и ученика, кузнеца и воина: мечом работы Регина Сигурд рассекает его наковальню, затем Регин пытается погубить Сигурда, но сам гибнет от его меча (мотив гибели через самого себя: мастер сражен своим произведением). Сигурд и Регин в сопоставлении с нартским героем Сосруко и его наставником, богом-кузнецом Тлепшем. Отражение мотива “меч, рассекший наковальню” в легенде о короле Артуре. Змееборчество Сигурда: трансформация мотива рассечения чудовища изнутри (яма как чрево), мотива убийства змея—поглотителя вод (Фафнир ползет к водопою). Змееборчество как инициация: получение Сигурдом неуязвимости и знания звериной речи. История Сигурда и Сигрдривы в сопоставлении с рассказом о женитьбе Святогора (см. лекцию 14). Сон Сигрдривы как аналог шаманского сна (душа странствует по иным мирам, набираясь мудрости). Образ Брюнхильд: “радость из гнева” как специфически скандинавская черта. Потеря валькирией богатырской силы после замужества, но сохранение героиней ярости нрава. Месть как цель жизни. Неслыханная смерть как цель жизни. Мотив “смерть-свадьба”. Немое горе Гудрун как проявление героического характера, архаической анормальности. Цикл Гудрун: стремление к героической смерти как цель жизни. Матриархальный счет родства: месть мужу за убийство братьев, а не братьям за убийство мужа; дочь “роднее” сыновей. “Гренландская песнь об Атли”, ее анализ А. Я. Гуревичем. Королевская честь превыше жизни. Мифологические образы в “Песни”: Вальхалла — чертог, где пирует дружина, обреченная на смерть, Мюрквид — лес, через который проходит путь к смерти, Гудрун как валькирия, встречающая обреченного на смерть мужа, пожар усадьбы Атли как мировой пожар в Рагнарёк. Расточение Гудрун сокровищ Атли как лишение его и дружины жизненной силы (золото и серебро — воплощение силы и удачи воинов; см. также лекцию 14). Демифологизация Хёгни по сравнению с континентальным Хагеном: Хаген как получеловек-полуальв, архаический герой. Яростность нрава Хагена, стремление к беспричинным убийствам, жестокость и похвальба ею. Благородство и благоразумие Хёгни. Гуннар и Хёгни, Хаген и Гунтер (ср. Роланд и Оливье, Ахилл и Патрокл, Илья и Добрыня) как общеэпические пары героев, где один яростен, другой — разумен. Эпизод “Гуннар в змеином рву” в сопоставлении с нартским эпосом. Осетинское сказание о закалке железнотелого Батрадза в горниле бога-кузнеца, где углем служат пережженные змеи; перед выходом из горнила герой просит арфу поиграть, а в результате закалки уязвимой остается только его печень, что в итоге служит причиной гибели. Закалка—инициация Батрадза во всех деталях совпадает с обстоятельствами гибели Гуннара (в змеином рву играет пальцами ног на арфе и умирает от укуса змеи в печень), так что следует предполагать не типологическое сходство, а заимствование. Таким образом, гибель Гуннара есть трансформированный мотив его инициации (причина такой трансформации — доминирование в скандинавском эпосе мотива “смерть—становление”, корни которого уходят, в частности, в инициатические мифы), Смерть—инициация героев связана со змеями, следовательно, герои имеют змеиные черты, что обычно выражается в магической маркированности ног (уязвимости, хромоте и т. п.) — Гуннар играет на арфе ногами. В инициатическом мифе игра на арфе есть средство выхода из иного мира (музыка — одна из сил, открывающих границу мира смерти). Архаические мотивы в “Речах Хамдира”: неуязвимость героев для человеческого оружия и гибель от камней (восходящая к представлениям о каменнотелом герое, гибнущем от камня); каждый из трех братьев может нанести только определенную рану врагу—Змею (трансформация исторического имени Эрманарих в Ёрмунрекк, где читается корень “орм” — “змея”), причем решающий удар должен принадлежать младшему брату (младшему не только по возрасту, но и по социальному статусу — сыну рабыни); убийство старшими братьями младшего — скандинавский мотив жажды славы, нежелания ею делиться, общеэпический мотив враждебности к лучшему. Специфический скандинавский образ матери, посылающей сыновей на смерть. Сопоставление циклов Сигурда и Гудрун с “песнью о Нибелунгах”: трансформация сюжета и ее причины. А.Хойслер об эволюции сюжета.
Литература * Старшая Эдда: Песни о героях. * Гуревич А. Я. “Эдда” и сага. Мелетинский Е. М. “Эдда” и ранние формы эпоса. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960. |
Лекция 1. |
Лекция 2. |
Лекция 3. |
Лекция 4. |
Лекция 5. |
Лекция 6. |
Лекция 7. |
Лекция 8. |
Лекция 9. Творение мира |
Лекция 10. Гибель мира |
Лекция 11. |
Лекция 12. |
Лекция 13. |
Лекция 14. |
Лекция 15. |
Лекция 16. |
Лекция 17. |
Лекция 18. |