Мифология. Авторская программа |
Лекция 17. Индуизм Пураны и тантры, их место в индийской литературе. Трансформация ведического пантеона. Формирование концепции Тримурти. Особенности образа Брахмы, его негативное восприятие в системе ценностей, где проявленное состояние мира (бытие) является страданием. Шиваизм. Шива и Рудра: вопрос о неарийском происхождении культа. Связь со смертью, севером, демонами и т. п., покровительство Парашураме, Раване и др. разрушителям. Шива как бог уничтожения, восприятие разрушения как блага. Противопоставленность Шивы другим богам, яростность нрава. Космический танец Шивы Натараджи (Владыки Танца) как символ сотворения и разрушения мира. Оргиастичность культа Шивы, почитание Шивы Лингамурти в образе фаллоса. Лингам и йони, ваджра и лотос как первичные начала вселенной. Шива Махайогина (Великий Аскет), его связь с Гималаями, покровительство йогам и аскетам. Медитация Шивы как космогонический акт. Ритуальные самоистязания шиваитов. Шива как покровитель индийского театра, священных танцев, а также фокусников-факиров. Двуединство благого и вредоносного начал Шивы в мифах о его сыновьях: Ганеша — бог мудрости, Сканда — предводитель небесного воинства; Андхака и Джаландхара как враги богов и самого Шивы. Способность Шивы к порождению детей без супруги как черта великого архаического бога; Шива в сопоставлении с другими рожавшими богами. Шактизм — почитание женской ипостаси бога. Шактизм и культ Богини-Матери; неарийские истоки шактизма. Амбивалентность Богини и двуединство жизни и смерти в образе супруги Шивы. Дурга, поражающая Махишу, ее связь с хараппской богиней. Кали как богиня смерти, черты каннибализма в ее атрибутике. Человеческие жертвоприношения Кали. Влияние изображений Кали на тибетский иконографический канон. Сати и обычай самосожжения вдов. Ума—Парвати как благая ипостась супруги Шивы. Дэви (Богиня) как вселенское божество, первопричина мира. Дэви превыше Шивы. Тантрическое учение о тождестве микрокосма (женское и мужское начало в человеке) и макрокосма (мудрость и метод как вселенские принципы). Тантра правой (индийская) и левой (тибетская) руки. Индийский тантризм в связи с эротической храмовой скульптурой. Танцовщицы “девадаси”. Вишнуизм. Вопрос о неарийском происхождении некоторых мотивов культа Вишну. Циклизация тотемических мифов в концепции аватары. Традиционный список аватар Вишну: рыба (миф о потопе), черепаха (миф о добывании напитка бессмертия амриты), вепрь, человеколев, карлик (освобождение мира из-под власти асуров; последняя — трансформация ведического мотива трех шагов), Парашурама (“Рама с топором”, освобождающий брахманов от гнета кшатриев), Рама, Кришна, Будда и грядущий истребитель зла Калкин — всадник на белом коне. Вишну как творец и защитник мира. Вишну Нараяна как абсолютное божество. Концепция мировых периодов (юга). Мир как греза бога. Мифологические мотивы в образе Нараяны, возлежащего на змее в вечных водах. Кришнаизм и концепция “бхакти”. “Бхакти” — индивидуальное чувство к божеству, смена внешних проявлений религиозности внутренними. Кришна как “полная аватара”, амбивалентность его понимается как непознаваемость бога. Связь Кришны и культа коровы. Любовь пастушек к Кришне — тяга человеческой души к богу. Победа Кришны над Кансой как проявление защищающей силы Вишну. Популярность культа Кришны и ее причины.
Литература * Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. М., 1985. №№1-17, 20, 22, 24-30, 33-35, 38-40, 43-51, 54, 56, 57, 66-71, 73-75. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Три великих сказания Древней Индии. М., 1978. Сказание о Кришне. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. С. 148-172. Норман Браун У. Индийская мифология // Мифологии Древнего мира. М., 1977.
Семинар Анализ индийских мифов. |
Лекция 1. |
Лекция 2. |
Лекция 3. |
Лекция 4. |
Лекция 5. |
Лекция 6. |
Лекция 7. |
Лекция 8. |
Лекция 9. Творение мира |
Лекция 10. Гибель мира |
Лекция 11. |
Лекция 12. |
Лекция 13. |
Лекция 14. |
Лекция 15. |
Лекция 16. |
Лекция 17. |
Лекция 18. |