Мифология. Авторская программа


Лекция 17. Индуизм

Пураны и тантры, их место в индийской литературе. Трансформация ведического пантеона. Формирование концепции Тримурти. Особенности образа Брахмы, его негативное восприятие в системе ценностей, где проявленное состояние мира (бытие) является страданием.

Шиваизм. Шива и Рудра: вопрос о неарийском происхождении культа. Связь со смертью, севером, демонами и т. п., покровительство Парашураме, Раване и др. разрушителям. Шива как бог уничтожения, восприятие разрушения как блага. Противопоставленность Шивы другим богам, яростность нрава. Космический танец Шивы Натараджи (Владыки Танца) как символ сотворения и разрушения мира. Оргиастичность культа Шивы, почитание Шивы Лингамурти в образе фаллоса. Лингам и йони, ваджра и лотос как первичные начала вселенной. Шива Махайогина (Великий Аскет), его связь с Гималаями, покровительство йогам и аскетам. Медитация Шивы как космогонический акт. Ритуальные самоистязания шиваитов. Шива как покровитель индийского театра, священных танцев, а также фокусников-факиров.

Двуединство благого и вредоносного начал Шивы в мифах о его сыновьях: Ганеша — бог мудрости, Сканда — предводитель небесного воинства; Андхака и Джаландхара как враги богов и самого Шивы. Способность Шивы к порождению детей без супруги как черта великого архаического бога; Шива в сопоставлении с другими рожавшими богами.

Шактизм — почитание женской ипостаси бога. Шактизм и культ Богини-Матери; неарийские истоки шактизма. Амбивалентность Богини и двуединство жизни и смерти в образе супруги Шивы. Дурга, поражающая Махишу, ее связь с хараппской богиней. Кали как богиня смерти, черты каннибализма в ее атрибутике. Человеческие жертвоприношения Кали. Влияние изображений Кали на тибетский иконографический канон. Сати и обычай самосожжения вдов. Ума—Парвати как благая ипостась супруги Шивы.

Дэви (Богиня) как вселенское божество, первопричина мира. Дэви превыше Шивы. Тантрическое учение о тождестве микрокосма (женское и мужское начало в человеке) и макрокосма (мудрость и метод как вселенские принципы). Тантра правой (индийская) и левой (тибетская) руки. Индийский тантризм в связи с эротической храмовой скульптурой. Танцовщицы “девадаси”.

Вишнуизм. Вопрос о неарийском происхождении некоторых мотивов культа Вишну. Циклизация тотемических мифов в концепции аватары. Традиционный список аватар Вишну: рыба (миф о потопе), черепаха (миф о добывании напитка бессмертия амриты), вепрь, человеколев, карлик (освобождение мира из-под власти асуров; последняя — трансформация ведического мотива трех шагов), Парашурама (“Рама с топором”, освобождающий брахманов от гнета кшатриев), Рама, Кришна, Будда и грядущий истребитель зла Калкин — всадник на белом коне. Вишну как творец и защитник мира.

Вишну Нараяна как абсолютное божество. Концепция мировых периодов (юга). Мир как греза бога. Мифологические мотивы в образе Нараяны, возлежащего на змее в вечных водах.

Кришнаизм и концепция “бхакти”. “Бхакти” — индивидуальное чувство к божеству, смена внешних проявлений религиозности внутренними. Кришна как “полная аватара”, амбивалентность его понимается как непознаваемость бога. Связь Кришны и культа коровы. Любовь пастушек к Кришне — тяга человеческой души к богу. Победа Кришны над Кансой как проявление защищающей силы Вишну. Популярность культа Кришны и ее причины.

 

Литература

* Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. М., 1985. №№1-17, 20, 22, 24-30, 33-35, 38-40, 43-51, 54, 56, 57, 66-71, 73-75.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Три великих сказания Древней Индии. М., 1978. Сказание о Кришне.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. С. 148-172.

Норман Браун У. Индийская мифология // Мифологии Древнего мира. М., 1977.

 

Семинар

Анализ индийских мифов.




Лекция 1.
Мифологическое мышление

Лекция 2.
Шаманский миф и его герой

Лекция 3.
Эпос и мифология

Лекция 4.
Египетская мифология

Лекция 5.
Египетская мифология (окончание)

Лекция 6.
Боги древней Греции

Лекция 7.
Историческая трансформация древнегреческой героики

Лекция 8.
Римская мифология и религия

Лекция 9.
Скандинавские боги.
Творение мира

Лекция 10.
Скандинавские боги.
Гибель мира

Лекция 11.
Скандинавский эпос

Лекция 12.
Древнейшие верования славян

Лекция 13.
Боги древних славян

Лекция 14.
Былины: стадиальная типология образов

Лекция 15.
Протоиндийская цивилизация Хараппы

Лекция 16.
Ведическая мифология и религия

Лекция 17.
Индуизм

Лекция 18.
Индийский эпос



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


А.Л. Баркова (c) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012