Rambler's Top100
На главную
научной страницы А.Л. Барковой На главную страницу
портала "Миф" К оглавлению работ
о жизни и творчестве Рерихов

СЛОВАРЬ

Нага (женский род – нагини) – в индийской и буддийской мифологии божества в обличии змей или полулюдей-полузмей. Отношение к ним двойственное: они могут персонифицировать как негативные понятия (злость), так и сокровенную мудрость. Наги живут в подводных дворцах, властвуя как над земными, так и над небесными водами. Считается, что Будда преподал махаяну нагам и впоследствии философ Нагарджуна добыл у царя нагов эти тексты.

Нагарджуна (кон. II – нач. III в.) – величайший индийский философ, создатель махаянической школы мадхъямиков, основным понятием которой является пустота, а теоретической основой – Праджняпарамита-сутра.

Нагасена – архат.

Нагтан – техника контурной живописи по черному фону. Написанные таким образом картины используются для особо сильных медитаций.

Найратмья – праджня Хеваджры.

Наро – одна из главнейших дакинь.

Наропа – индийский буддийский философ и тантрист, автор учения о шести психофизических методах достижения Просветления, развивал взгляды школы йогачаров на роль йогической практики для духовного роста. Учитель Марпы.

Нирвана – скрт. “угасание” – состояние достижения однобытия с миром в момент Просветления.

Ньингмапа – древнейшая школа тибетского буддизма, созданная Падмасамбхавой. Основной упор в ней делается не на монашескую дисциплину, а на медитацию и развитие сверхъестественных способностей.

Олбоки – маты, на которых сидят буддийские монахи. В храмах количество олбоков, лежащих на сиденье, определяется рангом ламы.

Оддияна – мифическая страна, родина Падмасамбхавы. Иногда отождествляется с Шамбалой.

Падмапани – скрт. “держащий лотос” – древнейшая двурукая ипостась Авалокитешвары с лотосом в руке, известная еще на фресках Аджанты.

Падмасамбхава – скрт. “рожденный в лотосе” – великий тибетский учитель (VIII в.), принесший в Тибет ваджраяну, основатель школы ньигнмапа.

Падмасана – скрт. “поза лотоса” – божество сидит, положив ступни ног на колени.

Пантхака – архат.

Панчен-лама – высший авторитет в духовных вопросах, эманация дхьяни-будды Акшобхъи. По монастырю Таши-Лунпо называется также таши-ламой.

Парамита – ступень духовного совершенства, всего их насчитывается шесть, семь или двенадцать.

Паривара (скрт.) – окружение божества на картине.

Паридхана (скрт.) – одеяние, покрывающее ноги божества.

Парнашавари – скрт. “одетая в листья” – богиня, эманация Акшобхъи.

Пехар – дхармапала, по происхождению – один из древнейших тибетских богов, фигурирует во многих мифах. Кроме буддизма, почитаем в религии бон.

Пиндола – архат.

Потала – дворец далай-ламы в Лхасе, а также название рая Авалокитешвары в северных горах.

Праджня – скрт. “запредельная мудрость”, женское начало Вселенной, пассивная ипостась энергии, воплощенной в божестве. Изображается в виде супруги бога. В ритуале символизируется лотосом, колокольчиком или габалой.

Праджняпарамита – высшая из парамит, способность к интуитивному познанию мира в целом, постижению природы пустоты. Также богиня, персонифицирующая это качество.

Пратьекабудда – личность, стремящаяся и достигающая исключительно индивидуального Просветления. В хинаяне – предел достижимого в течение нынешней кальпы. Противопоставлен альтруистическому идеалу бодхисаттвы в махаяне и ваджраяне.

Преты – голодные духи, самая неблагоприятная форма перевоплощения. У этих духов огромные животы, а горло – тоньше волоса.

Пустота – скрт. “шунья” – буддийское философское понятие: отсутствие у мироздания самобытия, так как все вещи и явления суть только звенья цепи причин и следствий. Постижение пустотности мира тождественно Просветлению.

Ракшаси – демоницы, иногда звероголовые.

Ралпачан – тибетский царь (IX в.), при котором было продолжено распространение буддизма в Тибете, сделаны новые переводы с санскрита. Убит сторонниками бон.

Рати – в индийской мифологии богиня любовного наслаждения, супруга Камы.

Ратнасамбхава – дхьяни-будда, владыка юга. Из него эманирует Триратна.

Раху – демон, причина лунных затмений.

Рахула – архат, сын Будды.

Ригведа – скрт. “Книга гимнов” – древнейшая из Вед, представляет собою собрание гимнов к индийским богам.

Ригден Джапо – легендарный царь Шамбалы, при котором произойдет битва, где будут уничтожены враги Учения Будды.

Рудра – древний индийский бог, известный своей яростью. Представлялся охотником, живущим в Гималаях, беспричинно милостивым или гневным.

Рупадхату – скрт. “мир форм” – в буддийской космологии средний из трех уровней мироздания, обитель бодхисаттв и сущностей, близких к Просветлению. Одним из миров рупадхату является Тушита.

Садханы – священные тексты, описывающие иконографию и медитативную практику божества.

Самантабхадра – скрт. “всецело добрый” – в гелукпе: бодхисаттва, эманация Вайрочаны, в ньингмапе: Адибудда, его изображают обнаженным вместе с его праджней Самантабхадри; как будда он является владыкой “чистой землиАкаништха, где у него получал знания Падмасамбхава.

Самвара – идам, эманация дхьяни-будды Акшобхъи, обитает на горе Кайласе. Его тибетское имя – Демчог.

Сангха (скрт.) – “община”.

Сансара – в буддийской философии: бытие, мир страдания.

Санчи – местность в Центральной Индии, где находится ступа, прославленная богатейшими рельефами ворот.

Сарасвати – индийская богиня красноречия, супруга Брахмы. В буддизме – милостивая ипостась Лхамо, изображается с лютней в руках.

Сарваниваранавишкамбхи (Вишкамбхин) – один из восьми главнейших бодхисаттв.

Симха (скрт.) – лев. Также эпитет Будды.

Симхамукха – скрт. “имеющая пасть льва” – одна из главнейших дакинь, особо почитается в ньингмапе. Изображается синетелой с белой львиной головой.

Симханада – один из грядущих будд, который в одном из предыдущих перевоплощений был Цзонхавой.

Ситатапатрапараджита (тиб. Дуккар) – богиня, “мать всех будд”. В ее образе сохранились древнейшие черты богини-матери, владычицы сторон света, жизни и смерти, людей и животных.

Сканда – в индийской мифологии бог войны, сын Шивы. Будучи еще младенцем, одолел воинство асуров. Изображается краснотелым и шестиглавым.

Скандха – пять психофизических совокупностей: форма, эмоции, понятия, кармические образования и сознание.

Сронгцен Гампо – тибетский царь (VII в.), при котором началось распространение буддизма в Тибете, был создан тибетский алфавит.

Ступа (скрт., тиб. “чортен”) – мемориальное сооружение, символизирующее вертикальную структуру Вселенной.

Сугата – будда.

Сукхавати – скрт. “счастливая страна” – “чистая землядхьяни-будды Амитабхи, пейзажи которой запредельно прекрасны. Все обитатели этого рая слушают проповеди Амитабхи, благодаря чему достигают нирваны.

Сутра – см. Трипитака.

Сучандра – первый из царей Шамбалы, которому Будда преподал Калачакра-тантру. Считается воплощением Ваджрапани.

Тантра – учение (и конкретные тексты учения) о тождестве макро- и микрокосма, Вселенной и человека, о мужском и женском начале Вселенной, восходящее к ритуалам богини-матери, включая сексуальные. В тантре “правой руки” (индийской) слияние двух начал мира воплощается в
реальном соитии, в тантре “левой руки” (тибетской) оно воплощается символами (ваджра и колокольчик, изображения “яб-юм” и т.п.). Практика тантры позволяет стремительно развивать энергетические возможности человека, благодаря чему он может достичь Просветления даже в сегодняшней жизни, однако неудача грозит смертью.

Тара – скрт. “спасительница” – главнейшая буддийская богиня. Основные ее ипостаси – Белая и Зеленая. Белая Тара имеет особые функции богини долголетия, Зеленая Тара – защитницы от несчастий и омрачений. Существует также двадцать одна форма Тары.

Тараджни-мудра – скрт. “мудра угрозы” – большой, безымянный и средний пальцы соединены, указательный и мизинец отогнуты.

Татхагата – скрт. “так идущий” – эпитет будды.

Таши-Лунпо – монастырь, обитель панчен-(таши-)ламы.

Трикая – скрт. “три тела[будды]” – одно из основных понятий в махаяне и ваджраяне, согласно которому природа будды имеет три уровня: абсолютный (скрт. “дхармакая”), идеальный (скрт. “самбхогакая”) и конкретный, воплощенный (скрт. “нирманакая”). В ваджраяне все множество будд, бодхисаттв и святых рассматривается как воплощение каждого из “трех тел будды”.

Трипитака – скрт. “три корзины [Учения]” – основной буддийский канон. Состоит из Виная-питаки – “Корзины Устава”, дисциплинарного кодекса, Сутра-питаки – “Корзины изречений Учителя”, изречений и бесед Шакьямуни, и Абхидхарма-питаки – “Корзины объяснений Учения”, собрания метафизических и этико-психологических сочинений.

Триратна – скрт. “три Драгоценности” буддизма – Будда, Учение (Дхарма) и Община (Сангха). На картинах символом Триратны являются три драгоценных камня, часто объятые пламенем.

Трисонг Дэцен – величайший тибетский царь (VIII в.), при котором буддизм утвердился в Тибете благодаря проповеди Падмасамбхавы.

Тушита – скрт. “радостный” – мир, где бодхисаттва проводит свою предпоследнюю жизнь, прежде чем спуститься на землю и стать буддой.

Тханка (тиб.) – “знамя”, картина, написанная на полотне. В литературе также встречается написание “танка” и “танкха”.

Тхонми Самбхота – тибетский ученый (VII в.), создавший по воле царя Сронгцен Гампо тибетский алфавит на основе индийского письма нагари.

Ума – индийская богиня, прославленная красотой и кротостью. Супруга Шивы.

Упайя – скрт. “метод” – мужское начало Вселенной, способность постижения имманентно существующей мудрости. В ритуале символом упайи является ваджра или григуг.

Ушниша – один из основных признаков будды – возвышение на макушке как знак достигнутого Просветления.

Ушнишавиджая – скрт. “побеждающая ушниша” – богиня, воплощающая просветленную мысль всех будд. Вместе с Амитаюсом и Белой Тарой образует триаду богов долголетия.

Хаягрива – идам и дхармапала. В народных верованиях – покровитель лошадей, повелитель змей, хозяин погоды.

Хеваджра – идам, олицетворяющий мудрость и сострадание; в некоторых текстах – первопричина бытия.

Хинаяна – “Малая Колесница”, “узкий путь спасения” – название, данное последователями махаяны древней школе тхераваде (скрт. “учение старейших”). Хинаяна – форма буддизма, наиболее близкая к изначальному учению Будды, согласно ей, спасения может достичь только монах, отрекшийся от имущества и всех волнений мирской жизни.

Хэшан – спутник шестнадцати архатов, изображается в виде толстяка, вокруг которого играют дети.

Цзонхава (Цзонкапа) (1357–1419) – Великий Реформатор тибетского буддизма, создатель школы гелукпа. Считается, что после смерти он стал бодхисаттвой Манджушригарбхой, а в будущем придет в мир как будда Симханада.

Чакравартин – скрт. “Вращающий Колесо [Закона]” – в индийской мифологии титул царя, объединившего под своей властью всю землю. Символика чакравартна перешла в буддизм как знак того, что духовная власть будды превосходит светскую власть такого царя.

Чарья-тантра – тантра выполнения, признающая ритуал и медитацию равноценными.

Ченрези – тибетское имя Авалокитешвары.

Чинтамани – драгоценный камень, исполняющий все желания.

Чистая земля – скрт. “буддакшетра” – запредельный мир, где царит один из абсолютных будд, наставляя в Учении возрождающихся там праведников.

Чойджал – тибетское имя бога смерти Ямы.

Шадакшари Локешвара – четырехрукая ипостась Авалокитешвары, воплощение мантры OM МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

Шакьямуни – скрт. “отшельник из рода Шакиев”, эпитет Будды.

Шамбала – легендарная страна в Гималаях, неразрывно связанная с учением Калачакры. Из царей Шамбалы наиболее известны Сучандра и Ригден Джапо.

Шантаракшата – непальский проповедник, приглашенный Трисонг Дэценом для проповеди буддизма. Его миссия потерпела неудачу, и он посоветовал пригласить Падмасамбхаву для проповеди тантры.

Шарипутра – архат, один из ближайших учеников Будды.

Шива – один из верховных индийских богов, воплощение разрушения, обновляющего мир. Покровитель аскетов, йогов, факиров, танцоров. Его древнейшая форма – Рудра.

Шридеви – скрт. “славная богиня” – см. Лхамо.

Шунья – см. пустота.

Экадащамукха Авалокитешвара – скрт. “одиннадцатиглавый” – основная ипостась Авалокитешвары, имеющая восьмирукий и тысячерукий варианты. Первый связан с символикой Осьмеричного Пути, второй означает, что бодхисаттва своим милосердием пронизывает весь мир.

Экаджати – в ньингмапе выступает как царица всех дакинь.

Эрлик – в монгольской мифологии бог смерти, владыка преисподней. В народных верованиях выступал как воплощение злого начала мироздания. С приходом буддизма был отождествлен с Ямой и приобрел черты загробного судии, воплощения суровой справедливости. Как имя нарицательное означает злого духа.

Юньган – местность в Китае, где находится знаменитый пещерный храм с колоссальной статуей Будды (13,7 м), высеченной в скале (V в.).

Яб-юм – тиб. “отец-мать” – изображение бога и его праджни в соитии, символизирующее единство мужского и женского начала Вселенной, активной и пассивной стороны каждого космического принципа, постижение мудрости методом.

Якши – в индийской мифологии божества гор, хранители сокровищ.

Яма – пришедший в буддизм из индуизма бог смерти, дхармапала. К индийскому мифу восходит его изображение вместе с сестрой Ями. Обычай изображать Яму с головой быка или стоящим на быке отражает общечеловеческое отождествление бога преисподней с быком.

Ямантака – скрт. “одолевший Яму” – идам, гневная форма Манджушри, которую тот принял, дабы положить предел истреблению людей, устроенному Ямой. Другое имя – Ваджрабхайрава.

Примечания

*1. Относительно монгольской транскрипции тибетского имени “Цзонкапа” см. в гл. “Цзонхава”.

*2. Следуя традиции, мы обозначаем эти картины как “Будда и шестнадцать архатов”, несмотря на то что в их иконографию непременно входит изображение Хэшана и Дхарматалы – двух спутников архатов (№17 и 18).

*3. Правильнее было бы обозначить этот инструмент его индийским названием “вина”, но мы сохраняем европейское для избежания омонимии.

*4. В своем буквальном значении “ваджра” – это алмаз. Основные значения являются переносными.

*5. В начале века было принято именовать ньингмапу, гелукпу и т.д. сектами, в современной науке – школами. В переводной и оригинальной части мы сохраняем это различие в терминологии. В настоящее время термин “секта” употребляется лишь по отношению к японскому буддизму.

*6. Изображение Ваджрапани в милостивой форме встречается крайне редко.
См., например, Грюнведель А. Указ. соч. Ч.I. С. 74, №173; Ч.II. С. 8, №173.

*7. Детально этот вопрос рассмотрен в нашей статье “Символ победы Духа: О знамени Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов” // Человек, 1999, №5.

*8. Таши-Лунпо – монастырь, где живет таши-лама, духовный лидер Тибета, более высокий авторитет в вопросах веры, чем далай-лама. Этот монастырь был центром почитания Майтрейи и Шамбалы. Известна книга Таши-ламы III “Красный путь в Шамбалу”.

*9. Точно так же пелись мантры и во время работы над воссозданием знамени.

*10. Мунтазар – мессия у мусульман.

*11. “Цзонхава” – монгольское произношение тибетского имени “Цзонкапа”. Мы будем употреблять монгольский вариант потому, что описываем произведения монгольского и бурятского искусства, а также потому, что в русской науке распространен этот вариант.

Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика Предисловие Будды Дхьяни-будды Идамы
Бодхисаттвы Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества
Падмасамбхава Гьялба Цзонкапа Библиография

А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР

Предисловие Будды Абсолютные будды Идамы Бодхисаттвы
Майтрейя Авалокитешвара Манджушри Женские божества Цзонхава
Дхармапалы Младшие божества Шамбала Библиография Словарь




Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Баркова А.Л. (с) 1993-2012
Миф.Ру (с) 2005-2012
Rambler's Top100