СЛОВАРЬ Нага (женский род – нагини) – в индийской и буддийской мифологии божества в обличии змей или полулюдей-полузмей. Отношение к ним двойственное: они могут персонифицировать как негативные понятия (злость), так и сокровенную мудрость. Наги живут в подводных дворцах, властвуя как над земными, так и над небесными водами. Считается, что Будда преподал махаяну нагам и впоследствии философ Нагарджуна добыл у царя нагов эти тексты. Нагарджуна (кон. II – нач. III в.) – величайший индийский философ, создатель махаянической школы мадхъямиков, основным понятием которой является пустота, а теоретической основой – Праджняпарамита-сутра. Нагасена – архат. Нагтан – техника контурной живописи по черному фону. Написанные таким образом картины используются для особо сильных медитаций. Найратмья – праджня Хеваджры. Наро – одна из главнейших дакинь. Наропа – индийский буддийский философ и тантрист, автор учения о шести психофизических методах достижения Просветления, развивал взгляды школы йогачаров на роль йогической практики для духовного роста. Учитель Марпы. Нирвана – скрт. “угасание” – состояние достижения однобытия с миром в момент Просветления. Ньингмапа – древнейшая школа тибетского буддизма, созданная Падмасамбхавой. Основной упор в ней делается не на монашескую дисциплину, а на медитацию и развитие сверхъестественных способностей. Олбоки – маты, на которых сидят буддийские монахи. В храмах количество олбоков, лежащих на сиденье, определяется рангом ламы. Оддияна – мифическая страна, родина Падмасамбхавы. Иногда отождествляется с Шамбалой. Падмапани – скрт. “держащий лотос” – древнейшая двурукая ипостась Авалокитешвары с лотосом в руке, известная еще на фресках Аджанты. Падмасамбхава – скрт. “рожденный в лотосе” – великий тибетский учитель (VIII в.), принесший в Тибет ваджраяну, основатель школы ньигнмапа. Падмасана – скрт. “поза лотоса” – божество сидит, положив ступни ног на колени. Пантхака – архат. Панчен-лама – высший авторитет в духовных вопросах, эманация дхьяни-будды Акшобхъи. По монастырю Таши-Лунпо называется также таши-ламой. Парамита – ступень духовного совершенства, всего их насчитывается шесть, семь или двенадцать. Паривара (скрт.) – окружение божества на картине. Паридхана (скрт.) – одеяние, покрывающее ноги божества. Парнашавари – скрт. “одетая в листья” – богиня, эманация Акшобхъи. Пехар – дхармапала, по происхождению – один из древнейших тибетских богов, фигурирует во многих мифах. Кроме буддизма, почитаем в религии бон. Пиндола – архат. Потала – дворец далай-ламы в Лхасе, а также название рая Авалокитешвары в северных горах. Праджня – скрт. “запредельная мудрость”, женское начало Вселенной, пассивная ипостась энергии, воплощенной в божестве. Изображается в виде супруги бога. В ритуале символизируется лотосом, колокольчиком или габалой. Праджняпарамита – высшая из парамит, способность к интуитивному познанию мира в целом, постижению природы пустоты. Также богиня, персонифицирующая это качество. Пратьекабудда – личность, стремящаяся и достигающая исключительно индивидуального Просветления. В хинаяне – предел достижимого в течение нынешней кальпы. Противопоставлен альтруистическому идеалу бодхисаттвы в махаяне и ваджраяне. Преты – голодные духи, самая неблагоприятная форма перевоплощения. У этих духов огромные животы, а горло – тоньше волоса. Пустота – скрт. “шунья” – буддийское философское понятие: отсутствие у мироздания самобытия, так как все вещи и явления суть только звенья цепи причин и следствий. Постижение пустотности мира тождественно Просветлению. Ракшаси – демоницы, иногда звероголовые. Ралпачан – тибетский царь (IX в.), при котором было продолжено распространение буддизма в Тибете, сделаны новые переводы с санскрита. Убит сторонниками бон. Рати – в индийской мифологии богиня любовного наслаждения, супруга Камы. Ратнасамбхава – дхьяни-будда, владыка юга. Из него эманирует Триратна. Раху – демон, причина лунных затмений. Рахула – архат, сын Будды. Ригведа – скрт. “Книга гимнов” – древнейшая из Вед, представляет собою собрание гимнов к индийским богам. Ригден Джапо – легендарный царь Шамбалы, при котором произойдет битва, где будут уничтожены враги Учения Будды. Рудра – древний индийский бог, известный своей яростью. Представлялся охотником, живущим в Гималаях, беспричинно милостивым или гневным. Рупадхату – скрт. “мир форм” – в буддийской космологии средний из трех уровней мироздания, обитель бодхисаттв и сущностей, близких к Просветлению. Одним из миров рупадхату является Тушита. Садханы – священные тексты, описывающие иконографию и медитативную практику божества. Самантабхадра – скрт. “всецело добрый” – в гелукпе: бодхисаттва, эманация Вайрочаны, в ньингмапе: Адибудда, его изображают обнаженным вместе с его праджней Самантабхадри; как будда он является владыкой “чистой земли” Акаништха, где у него получал знания Падмасамбхава. Самвара – идам, эманация дхьяни-будды Акшобхъи, обитает на горе Кайласе. Его тибетское имя – Демчог. Сангха (скрт.) – “община”. Сансара – в буддийской философии: бытие, мир страдания. Санчи – местность в Центральной Индии, где находится ступа, прославленная богатейшими рельефами ворот. Сарасвати – индийская богиня красноречия, супруга Брахмы. В буддизме – милостивая ипостась Лхамо, изображается с лютней в руках. Сарваниваранавишкамбхи (Вишкамбхин) – один из восьми главнейших бодхисаттв. Симха (скрт.) – лев. Также эпитет Будды. Симхамукха – скрт. “имеющая пасть льва” – одна из главнейших дакинь, особо почитается в ньингмапе. Изображается синетелой с белой львиной головой. Симханада – один из грядущих будд, который в одном из предыдущих перевоплощений был Цзонхавой. Ситатапатрапараджита (тиб. Дуккар) – богиня, “мать всех будд”. В ее образе сохранились древнейшие черты богини-матери, владычицы сторон света, жизни и смерти, людей и животных. Сканда – в индийской мифологии бог войны, сын Шивы. Будучи еще младенцем, одолел воинство асуров. Изображается краснотелым и шестиглавым. Скандха – пять психофизических совокупностей: форма, эмоции, понятия, кармические образования и сознание. Сронгцен Гампо – тибетский царь (VII в.), при котором началось распространение буддизма в Тибете, был создан тибетский алфавит. Ступа (скрт., тиб. “чортен”) – мемориальное сооружение, символизирующее вертикальную структуру Вселенной. Сугата – будда. Сукхавати – скрт. “счастливая страна” – “чистая земля” дхьяни-будды Амитабхи, пейзажи которой запредельно прекрасны. Все обитатели этого рая слушают проповеди Амитабхи, благодаря чему достигают нирваны. Сутра – см. Трипитака. Сучандра – первый из царей Шамбалы, которому Будда преподал Калачакра-тантру. Считается воплощением Ваджрапани. Тантра – учение (и конкретные тексты учения) о тождестве макро- и микрокосма, Вселенной и человека, о мужском и женском начале Вселенной, восходящее к ритуалам богини-матери, включая сексуальные. В тантре “правой руки” (индийской) слияние двух начал мира воплощается в Тара – скрт. “спасительница” – главнейшая буддийская богиня. Основные ее ипостаси – Белая и Зеленая. Белая Тара имеет особые функции богини долголетия, Зеленая Тара – защитницы от несчастий и омрачений. Существует также двадцать одна форма Тары. Тараджни-мудра – скрт. “мудра угрозы” – большой, безымянный и средний пальцы соединены, указательный и мизинец отогнуты. Татхагата – скрт. “так идущий” – эпитет будды. Таши-Лунпо – монастырь, обитель панчен-(таши-)ламы. Трикая – скрт. “три тела[будды]” – одно из основных понятий в махаяне и ваджраяне, согласно которому природа будды имеет три уровня: абсолютный (скрт. “дхармакая”), идеальный (скрт. “самбхогакая”) и конкретный, воплощенный (скрт. “нирманакая”). В ваджраяне все множество будд, бодхисаттв и святых рассматривается как воплощение каждого из “трех тел будды”. Трипитака – скрт. “три корзины [Учения]” – основной буддийский канон. Состоит из Виная-питаки – “Корзины Устава”, дисциплинарного кодекса, Сутра-питаки – “Корзины изречений Учителя”, изречений и бесед Шакьямуни, и Абхидхарма-питаки – “Корзины объяснений Учения”, собрания метафизических и этико-психологических сочинений. Триратна – скрт. “три Драгоценности” буддизма – Будда, Учение (Дхарма) и Община (Сангха). На картинах символом Триратны являются три драгоценных камня, часто объятые пламенем. Трисонг Дэцен – величайший тибетский царь (VIII в.), при котором буддизм утвердился в Тибете благодаря проповеди Падмасамбхавы. Тушита – скрт. “радостный” – мир, где бодхисаттва проводит свою предпоследнюю жизнь, прежде чем спуститься на землю и стать буддой. Тханка (тиб.) – “знамя”, картина, написанная на полотне. В литературе также встречается написание “танка” и “танкха”. Тхонми Самбхота – тибетский ученый (VII в.), создавший по воле царя Сронгцен Гампо тибетский алфавит на основе индийского письма нагари. Ума – индийская богиня, прославленная красотой и кротостью. Супруга Шивы. Упайя – скрт. “метод” – мужское начало Вселенной, способность постижения имманентно существующей мудрости. В ритуале символом упайи является ваджра или григуг. Ушниша – один из основных признаков будды – возвышение на макушке как знак достигнутого Просветления. Ушнишавиджая – скрт. “побеждающая ушниша” – богиня, воплощающая просветленную мысль всех будд. Вместе с Амитаюсом и Белой Тарой образует триаду богов долголетия. Хаягрива – идам и дхармапала. В народных верованиях – покровитель лошадей, повелитель змей, хозяин погоды. Хеваджра – идам, олицетворяющий мудрость и сострадание; в некоторых текстах – первопричина бытия. Хинаяна – “Малая Колесница”, “узкий путь спасения” – название, данное последователями махаяны древней школе тхераваде (скрт. “учение старейших”). Хинаяна – форма буддизма, наиболее близкая к изначальному учению Будды, согласно ей, спасения может достичь только монах, отрекшийся от имущества и всех волнений мирской жизни. Хэшан – спутник шестнадцати архатов, изображается в виде толстяка, вокруг которого играют дети. Цзонхава (Цзонкапа) (1357–1419) – Великий Реформатор тибетского буддизма, создатель школы гелукпа. Считается, что после смерти он стал бодхисаттвой Манджушригарбхой, а в будущем придет в мир как будда Симханада. Чакравартин – скрт. “Вращающий Колесо [Закона]” – в индийской мифологии титул царя, объединившего под своей властью всю землю. Символика чакравартна перешла в буддизм как знак того, что духовная власть будды превосходит светскую власть такого царя. Чарья-тантра – тантра выполнения, признающая ритуал и медитацию равноценными. Ченрези – тибетское имя Авалокитешвары. Чинтамани – драгоценный камень, исполняющий все желания. Чистая земля – скрт. “буддакшетра” – запредельный мир, где царит один из абсолютных будд, наставляя в Учении возрождающихся там праведников. Чойджал – тибетское имя бога смерти Ямы. Шадакшари Локешвара – четырехрукая ипостась Авалокитешвары, воплощение мантры OM МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Шакьямуни – скрт. “отшельник из рода Шакиев”, эпитет Будды. Шамбала – легендарная страна в Гималаях, неразрывно связанная с учением Калачакры. Из царей Шамбалы наиболее известны Сучандра и Ригден Джапо. Шантаракшата – непальский проповедник, приглашенный Трисонг Дэценом для проповеди буддизма. Его миссия потерпела неудачу, и он посоветовал пригласить Падмасамбхаву для проповеди тантры. Шарипутра – архат, один из ближайших учеников Будды. Шива – один из верховных индийских богов, воплощение разрушения, обновляющего мир. Покровитель аскетов, йогов, факиров, танцоров. Его древнейшая форма – Рудра. Шридеви – скрт. “славная богиня” – см. Лхамо. Шунья – см. пустота. Экадащамукха Авалокитешвара – скрт. “одиннадцатиглавый” – основная ипостась Авалокитешвары, имеющая восьмирукий и тысячерукий варианты. Первый связан с символикой Осьмеричного Пути, второй означает, что бодхисаттва своим милосердием пронизывает весь мир. Экаджати – в ньингмапе выступает как царица всех дакинь. Эрлик – в монгольской мифологии бог смерти, владыка преисподней. В народных верованиях выступал как воплощение злого начала мироздания. С приходом буддизма был отождествлен с Ямой и приобрел черты загробного судии, воплощения суровой справедливости. Как имя нарицательное означает злого духа. Юньган – местность в Китае, где находится знаменитый пещерный храм с колоссальной статуей Будды (13,7 м), высеченной в скале (V в.). Яб-юм – тиб. “отец-мать” – изображение бога и его праджни в соитии, символизирующее единство мужского и женского начала Вселенной, активной и пассивной стороны каждого космического принципа, постижение мудрости методом. Якши – в индийской мифологии божества гор, хранители сокровищ. Яма – пришедший в буддизм из индуизма бог смерти, дхармапала. К индийскому мифу восходит его изображение вместе с сестрой Ями. Обычай изображать Яму с головой быка или стоящим на быке отражает общечеловеческое отождествление бога преисподней с быком. Ямантака – скрт. “одолевший Яму” – идам, гневная форма Манджушри, которую тот принял, дабы положить предел истреблению людей, устроенному Ямой. Другое имя – Ваджрабхайрава. Примечания *1. Относительно монгольской транскрипции тибетского имени “Цзонкапа” см. в гл. “Цзонхава”. *2. Следуя традиции, мы обозначаем эти картины как “Будда и шестнадцать архатов”, несмотря на то что в их иконографию непременно входит изображение Хэшана и Дхарматалы – двух спутников архатов (№17 и 18). *3. Правильнее было бы обозначить этот инструмент его индийским названием “вина”, но мы сохраняем европейское для избежания омонимии. *4. В своем буквальном значении “ваджра” – это алмаз. Основные значения являются переносными. *5. В начале века было принято именовать ньингмапу, гелукпу и т.д. сектами, в современной науке – школами. В переводной и оригинальной части мы сохраняем это различие в терминологии. В настоящее время термин “секта” употребляется лишь по отношению к японскому буддизму. *6. Изображение Ваджрапани в милостивой форме встречается крайне редко. *7. Детально этот вопрос рассмотрен в нашей статье “Символ победы Духа: О знамени Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов” // Человек, 1999, №5. *8. Таши-Лунпо – монастырь, где живет таши-лама, духовный лидер Тибета, более высокий авторитет в вопросах веры, чем далай-лама. Этот монастырь был центром почитания Майтрейи и Шамбалы. Известна книга Таши-ламы III “Красный путь в Шамбалу”. *9. Точно так же пелись мантры и во время работы над воссозданием знамени. *10. Мунтазар – мессия у мусульман. *11. “Цзонхава” – монгольское произношение тибетского имени “Цзонкапа”. Мы будем употреблять монгольский вариант потому, что описываем произведения монгольского и бурятского искусства, а также потому, что в русской науке распространен этот вариант. |
Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика
Предисловие
Будды
Дхьяни-будды
Идамы
Бодхисаттвы
Майтрейя
Авалокитешвара
Манджушри
Женские божества
Падмасамбхава
Гьялба Цзонкапа
Библиография
А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР
Предисловие | Будды | Абсолютные будды | Идамы | Бодхисаттвы |
Майтрейя | Авалокитешвара | Манджушри | Женские божества | Цзонхава |
Дхармапалы | Младшие божества | Шамбала | Библиография | Словарь |